Практическая часть нашей работы проводилась на базе МДОУ Д/с № 104 Ленинского округа города Мурманска с детьми средней возрастной группы.
Таблица №1 Контингент детей
№п.п. |
Ф.И.О. ребенка |
Возраст |
1. |
Аня К. |
4г.5м. |
2. |
Денис А. |
4г.2м. |
3. |
Андрей А. |
4г.12м. |
4. |
Никита Б. |
5л.1м. |
5. |
Ксюша Б. |
4г.7м. |
6. |
Максим Б. |
3г.12м. |
7. |
Никита Г. |
4г.1м. |
8. |
Таня С. |
4г.6м. |
9. |
Арина З. |
3г.10м. |
10. |
Артем Г. |
4г.1м. |
11. |
Антон Л. |
4г.11м. |
12. |
Илья Г. |
5л. |
13. |
Алина Т. |
4г.2м. |
У детей изучаемой группы встречаются различные нарушения зрительного восприятия, в том числе: амблиопия (слабой, средней, тяжелой степени) 84%, астигматизм 30%, дальнозоркость 53%, косоглазие (сходящееся) 23%, и близорукость у одного ребенка. Наглядно данные представлены в диаграмме №1
Для изучения особенностей зрительного восприятия мы взяли за основу задания из диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» Н.Я.Семаго, М.М.Семаго.
Авторы пособия утверждают, что все методики для выявления особенностей зрительного гнозиса в норме доступны детям с 3,5-4-летнего возраста (за исключением буквенного гнозиса, который предъявляется детям, овладевшим началами письма и чтения). Безусловно, необходимо учитывать нормативный для данной возрастной группы словарный запас. Поэтому перед началом исследования мы, основываясь на наблюдениях, беседы с логопедом, тифлопедагогм, воспитателями группы и исходя из зрительного диагноза, определили, что дети имеют специфические особенности зрительного восприятия
Чтобы выявить особенности восприятия детей мы использовали расширенный набор проб на зрительный гнозис. В него входили следующие задания: узнавание перечеркнутых, наложенных и недорисованных изображений; проба на зрительную память с узнаванием, зрительные и вербальные ассоциации.
Перед началом работы была проведена беседа с воспитателем группы и тифлопедагогом. Примерные вопросы для беседы представлены в приложении. Анализируя беседу заранее предусматриваем каких детей для какого задания лучше взять. Проводим все задания после завтрака, без акклюзий и не более 10-20 минут.
Учитывая особенности детей, и рекомендации специалистов были проведены следующие задания: узнавание перечеркнутых изображений, узнавание наложенных изображений и узнавание недорисованных изображений.
Статьи по теме:
Условия успешного
развития творческих способностей
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина и Л.Кэррола, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих ...
Способы решения проблем
детской беспризорности
Во второй половине XIX в. в развитии образования происходят существенные перемены. В педагогике активно начинают развиваться гуманистическое, духовное и нравственное направления. Педагогическая общественность обращается к вопросам самосовершенствования личности, свободного воспитания, реформировани ...
Cущность личностно-ориентированного обучения на
уровне теории и практики обучения в отечественной и зарубежной науке
В терминологическом плане корректнее было бы говорить о личностно-ориентированном образовании. Однако это вызвало бы значительную терминологическую путаницу и необходимость при каждом использовании термина "личностно-ориентированное образование" оговаривать контекст его использования, смы ...