1. Методика самооценки личности» С. А. Будасси.
Порядок исследования: Испытуемый внимательно просматривает список слов, характеризующих отдельные качества личности. На основе предложенного списка респондент выписывает во вторую колонку таблицы 20 значимых свойств личности, из которых 10 описывают идеального с точки зрения испытуемого человека, а другие 10 - отрицательные, то есть те, которые не в коем случае не должны быть у идеала.
После того, как заполнена вторая колонка таблицы, испытуемый начинает заполнять колонку Х1 работая со словами из второй колонки. Он должен описать себя таким образом, чтобы на первом месте колонки №1 стояло то качество, которое ему присуще больше всего, на втором месте - присуще, но менее, чем то качество, которое записано под №1 и т. д. Под номером 20 должно стоять то качество, которое испытуемому свойственно менее всего. Очередность положительных и отрицательных качеств в данном случае не учитывается. Главное - максимально достоверно описать себя.
После того, как выполнен этот этап работы, испытуемый заполняет колонку Х2. В ней он должен описать свой идеал человека, поставив на первое место в колонке то качество, которое, на его взгляд, должно быть, выражено у идеального человека больше всего, на втором - выражено, но менее чем первое и т. д. Под № 20 должно стоять то качество, которого в идеале практически не должно быть. Для заполнения данной колонки таблицы испытуемый должен работать только со словами из колонки №2. (Колонку №1 с описанием себя испытуемый должен закрыть листом бумаги на время заполнения колонки Х2).
В колонке №4 респондент должен подсчитать разность номеров рангов по каждому выписанному качеству. Например: такое свойство как «аккуратность» в первой колонке стоит на 1 ранговом месте, а в третьей - на 7. d будет равно 1 — 7 = -6; такое качество как «отзывчивость» и в первой, и в третьей колонке стоит на 3 ранговом месте. В этом случае d будет равно 3-3=0; такое качество как «беспечность» в первой колонке стоит на 20 ранговом месте, а в третьей - на 2. В этом случае d будет равно 20 - 2 = 18 и т.д.
В колонке № 5 нужно подсчитать d2 по каждому качеству.
В колонке № 6 подсчитывается сумма d2, то есть
∑d2= d12+ d22+…+ d202 (1)
х1 |
Качества |
Х2 |
d= Х1-Х2 |
d2 |
∑d2 |
1 |
1 | ||||
2 |
2 | ||||
… |
… | ||||
20 |
20 |
Далее необходимо подсчитать коэффициент ранговой корреляции по Спирмену:
; (2)
где n - количество сравнительных пар.
Значения R будут находится в пределах [-1;+1]. Если R находится в пределах [-1; 0], то это свидетельствует о неприятии себя, о заниженной самооценке по невротическому типу.
Если R = 0,1; 0,2; 0,3, то самооценка заниженная.
Если R = 0,4; 0,5; 0,6, то самооценка адекватная.
Если R = 0,7; 0,8; 0,9, то самооценка завышена по невротическому типу.
Если R = 1, то самооценка завышенная.
2. Тест В.Шутца Особенности межличностных отношений
Баллы колеблются от 0 до 9. Чем больше они приближаются к экстремальным оценкам, тем большее применение имеет следующее общее описание поведения:
а) включением
Ie – низкое – означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать;
Ie – высокое – предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать;
Iw – низкое – предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей;
Iw – высокое – предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним;
Статьи по теме:
Понятие "образовательное пространство" и его региональная интерпретация
Одной из особенностей российского общества конца XX — начала XXI в. является коренное изменение качества человека. Это существенно повлияло на состояние педагогической науки. Развивающееся общество, переживающее период перехода от ценностно-нормативной заданности к неопределенности, открытости жизн ...
Модель социально-перцептивной компетентности педагога
Переход к системе образования, центрированной на человеке, делает проблемы культивирования человеческого достоинства, сохранности здоровья человека первоочередными. Идея реформации школы и, в частности, психологической подготовки учителя предполагает, что предметом содержательной подготовки учителя ...
Особенности социально-экономического развития и политического положения
Восточной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв
Проводимые Россией реформы 60-70-х гг. XIX в. начали оказывать все возрастающее влияние на социально- экономическое и культурное развитие Восточной Сибири. Отсутствие помещичьего землевладения способствовало росту капитализма в сельском хозяйстве Сибири, но остававшиеся в нем докапиталистические пе ...