Определение понятий комплексные и интегрированные занятия

Страница 3

Таким образом, интеграция - это сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у ребят способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.

Обобщая взгляды ученых, занимающихся проблемой интеграции в различных областях наук, определены этапы интегрированного подхода к процессу обучения искусству и художественному воспитанию, которые можно сформулировать следующим образом:

1. Этап художественной интеграции следует рассматривать как целостностность - взгляд на другие искусства с позиций одного искусства.

2. Этап - взаимосвязь, взаимодействие искусства с окружающей жизнью, природой, историей культуры.

3. Этап — системность художественного мышления, выражение искусства через символ, знак.

Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке детей к процессу восприятия, понимания и осмысления информации (позиций науки, истории развития культуры, особенностей разных искусств, окружающей природы), формирование у ребят понятий и представлений о взаимодействии всего и вся в мире, как едином целом. Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать занятия по теме, общей для нескольких предметов, которые могут проводиться разными воспитателями в разное время. Главное, что делает занятие интегрируемым - это заложенная в нем перспективная цель всего курса и конкретные задачи, спланированные несколькими воспитателями, ведущими свои курсы.

В отличие от межпредметных связей интеграция предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития несколькими воспитателями, работающими с одной группой.

В зависимости от возрастных особенностей цель интегрированных занятий предполагает следующую динамику:

В дошкольном возрасте. Информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоническое развитие на основе к полихудожественного восприятия мира и выражения себя в разных видах деятельности. Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах его проявления.

Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.

Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира. Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности.

Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

Итак, рассмотрев эти два понятия (комплексные и интегрированные занятия), сделаем вывод и обозначим принципиальную разницу между этими педагогическими явлениями.

Комплексный подход предполагает педагогический процесс во взаимосвязи всех его сторон. Благодаря взаимосвязи видов изодеятельности можно установить последовательность заданий по рисованию. Под комплексом понимается целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской художественной деятельности), которые в системе целостности утрачивают свою относительную самостоятельность. Планируются комплексные занятия один раз в квартал вместо одного музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексным занятиям предшествуют одновидовые и тематические, которые помогают детям овладеть всеми навыками, умениями, облегчают выполнение заданий, то есть комплексные занятия строятся на знакомом материале.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Дидактический материал для развития речи детей с нарушением интеллекта
Артикуляционная гимнастика – это выполнение специально подобранных упражнений подвижными органами (губами, нижней челюстью, языком) с целью тренировки и совершенствования их мышц. Пассивные упражнения. • Растягивание губ в улыбку одним – двумя пальцами снизу или сверху; • Собирание губ трубочкой; У ...

Разработка методики системно-педагогического исследования
С самого начала обращения отечественной педагогики к системному подходу ведущие методологи педагогики указывали на необходимость разработки специально педагогической методологии системного подхода, имея в виду не только общую программу, но и тактику системно-педагогического исследования. М.А.Данило ...

Упражнения для формирования грамматических навыков
Упражнения – важный этап в работе над грамматикой. Он связан с накоплением языковых средств и практикой их использования в разных формах общения. В предыдущей главе мы говорили об этапах обучения грамматике: ознакомление, первичное закрепление и развитие навыков и умений использования грамматики. С ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru