Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она – наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духовное развитие.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования ее ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколения с первых лет жизни любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Одной из наиболее эффективных форм ознакомления детей с природой являются экскурсии.
С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребенка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, — утверждал К. Д. Ушинский, — и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».
На протяжении истории педагогики проблема ознакомления детей с природой решалась по-разному в зависимости от философских позиций того или иного автора. Так, во многих детских садах дореволюционной России, находящихся под влиянием буржуазных систем Ф. Фребеля, М. Монтессори, ознакомление детей с природой использовалось для формирования религиозно-мистического мировоззрения.
Русские революционеры-демократы: В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский подчеркивали, что общение с природой в дошкольные годы и последующее изучение естественных наук необходимы для воспитания у детей основ материалистического мировоззрения, единственно последовательного и прогрессивного.
Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.
Воспитательно-образовательное значение экскурсий неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская. По ее мнению, они помогают детям « . ширить свой горизонт путем наблюдения живой природы, живых людей, их труда, их взаимоотношений».
Высоко ценила экскурсии в природу Е. И. Тихеева, внесшая серьезный вклад в разработку методики их проведения. Ее основное требование — сделать содержание экскурсии интересным для каждого ребенка, ибо «точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу». И далее: «Чем удачнее была проведена экскурсия, чем более она заинтересовала и увлекла детей, тем разнообразнее они будут в дальнейшем реагировать на нее: припоминать, расспрашивать, отражать виденное и пережитое в игре, в изобразительной деятельности».
Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств. В качестве эффективных приемов воспитания и обучения детей на экскурсиях Е. А. Флерина предлагает давать несложные самостоятельные задания, проводить повторные наблюдения с целью более глубокого дифференцированного восприятия явления природы, учить детей составлять описательный рассказ об увиденном.
Исследования советских ученых, выполненные в последние годы, убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей. Ознакомление дошкольников с окружающим — первые шаги в познании родного края, родной природы, в воспитании любви к Родине.
Статьи по теме:
Понятия творчество и
творческие способности
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво р ...
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития ...
Классификация самостоятельных работ, их типы и виды
К классификации по степени самостоятельности относятся типы самостоятельных работ, разработанные П.И. Пидкасистым: 1) воспроизводящие работы по образцу; 2) реконструктивно-вариативные; 3) эвристические; 4) творческие (исследовательские). Познавательная деятельность учащегося при выполнении воспроиз ...