Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу

Аналитическое образование » Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу

Страница 5

Содержание экскурсий в природу определено программой вос­питания и обучения в детском саду. В соответствии с ней дошколь­ники должны усвоить разносторонние знания о животном мире, растительности, явлениях неживой природы. В программе под­черкивается, что в процессе непосредственного ознакомления детей с природой необходимо развивать у них наблюдательность, умение обнаруживать ближайшие причины наблюдаемых явле­ний, делать выводы.

Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Воспитатель должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местно­сти.

Содержание знаний о природе, изложенное в программе вос­питания и обучения в детском саду, раскрывается на экскурсиях, на других занятиях, а также на прогулках. Поэтому цели экскурсии могут быть различными. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений, получен­ных ранее. Например, к усвоению знаний об условиях развития растений старшие дошкольники подводятся в процессе труда в уголке природы, цветнике, на огороде, а посещение теплицы может быть использовано для обобщения представлений о зави­симости роста и развития растений от влаги, света, тепла. В дру­гих случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями, сельскохозяйственным трудом, а вся последующая воспитательно-образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обоб­щение полученных представлений. Например, весной воспитанники подготовительной к школе группы знакомятся с признаками про­буждения жизни в пруду (появление на поверхности водоема растений, насекомых, квакание лягушек), рассматривают водомерку, жука-плавунца, жука-водолюба, икру лягушек, водные растения. Благодаря несложным опытам дети убеждаются, что жук-плавунец хищник, а жук-водолюб питается растениями, по­этому живет на дне водоема.

Значительное место отводится систематизации материала о се­зонных изменениях. Наблюдения ярких картин природы — лес в период золотой осени и во время листопада, цветущий луг в начале лета, ледоход на реке — затрагивают эмоциональную сферу ребенка, воздействуют на различные анализаторы, обеспечивают отчетли­вое восприятие явлений. Не менее важно сделать предметом на­блюдений во всех возрастных группах характерные изменения в живой и неживой природе. Основное звено в этой работе — установление признаков сезона ( длитель­ность светового дня, температура воздуха, особенности облачно­сти и осадков, и т. д). Наблюдения целесооб­разно начинать с неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни растений, животных. Уже дети среднего до­школьного возраста могут установить связь между обилием сол­нечного света весной и началом пробуждения, роста и развития растений. Старшим дошкольникам доступно осознание и более сложных связей, не имеющих такого яркого внешнего выражения. Например, осенью они обнаруживают, что отлет пернатых птиц связан с температурой воздуха: с похолоданием некоторые насекомые по­гибают, другие забираются под кору, корни деревьев, опавшую листву, мох, и птицы остаются без корма, что и подталкивает их к переселению в теплые края.

Экскурсии в природу дают возможность познакомить детей с особенностями растений и животных в разных природных усло­виях. Они узнают, например, что луговые, полевые, степные птицы живут в гнездах, устроенных на кочках, в траве, в камнях, По внешнему виду это небольшие ямки, выстланные сухой тра­вой, листьями. Гнезда же лесных птиц очень разнообразны по форме, местоположению. Они часто свиты из тонких пру­тиков, сухих стеблей, выстланы мхом, листьями, перьями.

Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света — общие условия, необходимые для их роста и развития. При этом на конкретных примерах следует подвести дошкольников к пониманию того, что потребность растительности разных ландшафтов в свете, влаге, тепле не одинакова: незабудки любят низкие заболоченные места, а иван-чай, напротив, растет на солнечных полянах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Статьи по теме:

Межличностные отношения как «субъект – субъектные» связи
В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. И естественно, в первую очередь необходимо упомянуть о В.Н.Мясищеве, который считал, что самое главное, что определяет личность - " .е ...

Понятие «текстовая задача» и ее структура
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни, как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи (освоение космоса, воспитание подрастающего ...

Содержание работы по формированию пунктуационных навыков у учащихся начальной школы
Традиционная программа. Формирование пунктуационного навыка – процесс длительный и начинается в период обучения грамоте, но имеет свои особенности в зависимости от программы обучения. Обучаясь по традиционной системе 1-4-Рамзаева или Зеленина, Хохлова и “Букварь” В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru