Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу

Аналитическое образование » Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу

Страница 6

Наблюдения на экскурсиях дают возможность раскрыть перед детьми, начиная со среднего дошкольного возраста, некоторые не­сложные биоценологические связи, действующие в растительных и животных сообществах того или иного ландшафта. Так, они вы­являют, что некоторые птицы питаются насекомыми. Затем воспи­татель обращает внимание детей на изъеденные листья деревьев, кустарников, цветущих растений. И после этого дошкольники могут сделать самостоятельный вывод о том, что лес кормит птиц, но и птицы, в свою очередь, питаясь вредными насекомыми, гусе­ницами, приносят ему пользу.

Наблюдения за муравейником убеждают, что насекомые в лесу находят и пищу, и строительный материал для своего жилища. Но, рассмотрев груз, который по многочисленным дорожкам муравьи тащат в свой дом, дети делают заключение о том, что му­равьи являются санитарами леса.

Экскурсия на луг помогает сформировать у старших дошколь­ников представление о том, что не только некоторые насекомые не могут жить без растений, питаясь их нектаром, но и многие растения опыляются насекомыми. Так постепенно дети подходят к пониманию различных взаимозависимостей, существующих ме­жду животным и растительным миром.

Наблюдения за животными также помогают раскрыть некото­рые их связи с условиями существования. Результаты исследова­ния С. Н. Николаевой убедительно показали возможность усвое­ния старшими дошкольниками систематизированных знаний, отра­жающих такую закономерность, как приспособленность к среде обитания. Несложно познакомить детей и с отдельными приспо­собительными признаками животных (внешнее строение, формы поведения). Так, наблюдая за птицами, белками, насекомыми, зем­новодными, рыбами, дети отмечают их защитную окраску (благо­даря которой осуществляется маскировка), характер выполняе­мых действий, способов передвижения (быстрый бег, прыжки, по­лет) или прекращение их (затаивание).

Внимание детей следует обращать и на факты приспособления животных и растений к неблагоприятным условиям внешней среды. Это можно показать на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме, приспосабливаются к изменению условий пита­ния, похолоданию, снежному покрову. Уже дети среднего дошкольного возраста благодаря систематическим наблюдениям на экскурсиях и про­гулках уясняют, что с похолоданием птицы переселяются поближе к жилью человека, а некоторые улетают в теплые края. Старшие дошкольники узнают, что с наступлением зимы одни животные впадают в спячку (медведь, еж, жаба, лягушка), другие пересе­ляются туда, где находят себе пропитание (кочующие птицы, лоси, олени), третьи запасают корм (грызуны). Важно обратить внимание детей на то, что с наступлением зимы у зайца, белки изменяется окраска, вырастает теплая светлая шерсть (мех).

Летом целесообразно организовать наблюдения за одуванчиками, календулой, шиповником и другими растениями, которые перед ненастьем закрывают свои цветки. Представления о приспособлении насекомых к неблагоприятным условиям дети получают, наблюдая за муравейником: перед дождем муравьи закрывают его «двери».

Итак, последовательное включение в содержание экскурсии наблюдений разнообразных ярких фактов, подводящих к пониманию того, что явления живой и неживой природы находятся в определенной взаимозависимости, помогает сформировать у детей элементарное представление о ее единстве и целостности.

Содержание экскурсий намечается таким образом, чтобы под- готовить дошкольников к некоторым обобщениям накопленных представлений о животных, растениях, сезонных явлениях в живой и неживой природе, к образованию элементарных понятий (например, в средней группе их подводят к обобщению представлений об овощах, фруктах, хвойных деревьях, домашних животных).

С целью развития наблюдательности, любознательности, инте­реса к природе рекомендуется в содержание экскурсий включать такие знания и сведения, которые активизируют прошлый опыт детей, побуждают их к сравнению, сопоставлению. С этой целью дошкольников знакомят с растениями, показывающими время и предсказывающими погоду; с участием птиц и зверей в распространении семян деревьев, кустарников, трав; с насекомыми, кото­рых приручил человек; с птицами, гнездящимися в земляных но­рах, на болотах, в камнях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Статьи по теме:

Исследование категорий и форм планирования воспитательной работы в школе
Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников. Результаты исследования Т.В. Ильиной свидете ...

Педагогические взгляды и деятельность Иоганна Генриха Песталоцци
В 1766 году один двадцатилетний юноша полюбил девушку и решил предложить ей руку. Юноша был беден, девушка — из семьи богатого купца; надежд на брак было мало. Все же юноша написал девушке письмо и рассказал, что ее ожидает, если она решится принять предложение. Прежде всего он отметил: «О моей вне ...

Законодательство, регулирующее отношения религиозных конфессий и армии
Отношения различных конфессий и Вооруженных Сил строится прежде всего на указаниях руководящих документов - таких как Конституция РФ, закон О статусе военнослужащих и другие. В соответствии с Конституцией РФ (ст.14) 1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавлив ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru