Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу

Аналитическое образование » Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу

Страница 2

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богат­ством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она ли­монного цвета, у дуба — коричневого, у ивы —зеленовато-желтого, у осины — красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ими ярче, полнее, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев, учит определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше орга­нов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, богаче становятся его представления. На экс­курсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений пу­тем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практи­ческого характера. Таким образом осуществляется сенсорное раз­витие, на основе которого возникают мыслительные процессы, во­ображение, формируются эстетические чувства.

Многогранный мир природы пробуждает у дошкольников ин­терес,

вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открыв­шейся тайной природы, — отмечает B. А. Сухомлинский, — могу­чий толчок для стремительного потока мысли» Пытливость ре­бенка, его любознательность проявляются в познавательных во­просах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости. Поэтому воспитатели, направляя деятельность детей, должны стимулиро­вать их познавательную активность, появление вопросов, стрем­ление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию. Одновременно они учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, ка­чества, развивают умение выражать свои впечатления. И в результате детская речь становится более богатой, содержа­тельной, связной; дети учатся описывать то, что наблюдали, рас­суждать.

Известно, что К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной для ребенка. Организуя наблюдения, практическую деятельность воспитанников на экскурсиях, педагог помогает им устанавливать причинные и временные связи, зависимости между фактами и явлениями окружающей природы, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Наблюдение природы, по образному выражению В. А. Сухомлинского, является «путешествием к истокам мышления и речи», поскольку в этом процессе активно взаимодействуют чувства, по­знание, творчество. Исследования педагогов и психоло­гов выявили, что целенаправленные наблюдения способствуют развитию познавательных способностей (наблюдательности, любо­знательности, самостоятельности), накоплению чувственного опыта и его осмыслению, исключают возможность образования формальных знаний, не опирающихся на достаточную чувственную основу. Использование сравнений повышает интерес и наблюда­тельность, обеспечивает более активное, прочное и сознательное усвоение знаний. В процессе экскурсий у дошкольников склады­ваются яркие реалистические представления о природе, о связях и некоторых закономерностях, существующих в ней.

На экскурсиях детей знакомят не только с приро­дой, но и с результатами творческой деятельности человека, пре­образующего окружающий мир. А это способствует развитию ува­жения к созидательной деятельности и желания принять в ней посильное участие, укрепляет чувство гордости за свою Родину.

Экскурсии в природу способствуют формированию нравствен­ных качеств. Возможность познакомиться с чем-то новым, инте­ресная познавательная и практическая деятельность — все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благо­творно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила пове­дения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. Выполнение различных заданий (например, собрать семена сорных трав для подкормки птиц) развивает чувство ответственности за порученную работу, требует согласованных с товарищами дейст­вий, аккуратности, точности, осторожности. Педагог использует как естественные, так и специально созданные ситуации для вос­питания у дошкольников справедливости, доброжелательности, уважения друг к другу. Он привлекает детей к оценке ответов товарищей, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам. Если группа разновозрастная, то педагог побуждает старших воспитанников проявлять заботу о тех, кто младше (по­мочь выполнить задание, пропустить вперед при наблюдении объ­ектов). При возвращении в группу можно предложить старшим детям, особенно мальчикам, нести оборудование, а также собран­ный материал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

План модернизации общего образования Московской области
Современное образование немыслимо без инновационных процессов, которые, по мнению ряда исследователей, являются одной из его важнейших характеристик. В программных документах, раскрывающих суть новой образовательной политики России (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г ...

Основные элементы педагогической грамматики
Прежде чем говорить об основных элементах педагогической грамматики, целесообразным будет упомянуть о тех принципах, на которых она базируется. Итак, в основе педагогической грамматики лежат 3 принципа: 1) Принцип последовательности усвоения грамматического материала; 2) Визуализация грамматических ...

Беседа – один из самых древних и популярных методов работы
Младший школьный возраст – время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы учителей и родителей. Грамотный (настоящий, талантливый, компетентный) читатель - это читатель, глубоко понимающий смысл текста, авторский замысел, умеющий оценить художеств ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru