Тип речевой культуры современного педагога

Страница 1

Ученые Ф.Н. Гоноболин и Т.А. Ладыженская утверждают, что словосочетание «речь педагога» ,как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога (в отличие от речи письменной).

Под устной речью подразумевают как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и результат этого процесса — устные высказывания. Устная речь учителя — это речь, создаваемая в момент говорения (в отличие от озвученной письменной речи, например, чтения вслух параграфа учебника).

Педагогическая речь призвана обеспечить:

а) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками;

б) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности;

в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;

г) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

С понятием «педагогическая речь» тесно связано понятие «коммуникативное поведение учителя». Выдающийся психолог А.А. Леонтьев в работе «Педагогическое общение» под коммуникативным поведением подразумевает не просто процесс говорения, передачи информации, а организацию речи, влияющую на характер взаимоотношений, создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учащихся, стиль их работы.

Речь педагога становится образцом для детей. Поэтому, к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая орфоэпическая правильность; образность, смысловая выразительность; эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам. Важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).

К сожалению, в речи современного педагога много штампов, речь недостаточно образна и выразительна (в смысловом аспекте), преобладают простые предложения, встречаются грамматические ошибки, диалектизмы. Культура речи педагога определяется уровнем его общей культуры. Постоянная работа педагога над собой, повышение уровня общей культуры будут способствовать и росту его педагогического мастерства.

В течение всего дня педагогу следует быть более внимательным как к своей речи, так и к речи детей. Так как при любых нарушениях или отклонениях в развитии детей можно обнаружить речевые проблемы. Необходимо учить детей слышать образность речи, замечать ошибки в своей и чужой речи, исправлять их. Но в работе современных педагогов встречаются типичные ошибки:

- педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Речевая активность педагога превалирует над детской. Важно обеспечить речевую активность всех детей, а не только активных, приходить на помощь затрудняющемуся ребенку;

- у детей не формируется умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать и понимать речь, обращенную ко всем, слышать педагога с первого раза. Не следует повторять один и тот же вопрос несколько раз;

- педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей. Целесообразно эмоционально откликаться на детские высказывания и обобщать сказанное детьми, используя образную лексику. Очень часто педагоги требуют от ребенка только «полных» ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развернутыми. Характер ответа зависит от вопроса: на репродуктивный вопрос – краткий ответ, подчас однословный. На поисковый вопрос – развернутый ответ. Вопросы типа: Почему? Как ты считаешь? Что тебе запомнилось? … предполагают развернутые высказывания детей, состоящие из одного или нескольких предложений.

В современной школе существует три типа языковых культур учителей (педагогов):

1. Носители элитарной речевой культуры

2. Представители «среднелитературной» культуры

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Планирование эксперимента и особенности выборки
Процедура исследования проходила в два этапа: Знакомство с классным руководителем и учениками; тестирование; Таким образом, решение задач данного исследования осуществлялась по следующим направлениям: 1. Выявление уровня тревожности школьников. 2. Определение степени развитости логического мышления ...

Знания, умения, способности и личностные качества преподавателя психологии
Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика. Преподаватель должен не только иметь психологические знания, но и уметь передавать их студентам. С этой точки зрения умения, личностные качества и способности преподавателя психоло ...

Современные подходы к комплексному решению вопросов развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста
На современном этапе развития дошкольной педагогики существует несколько методик обучения изобразительной деятельности. В нашем исследовании мы намерены рассмотреть некоторые из них. В ходе исследования Ветлугина Н.А. предложила использовать комплексный подход в обучении художественному творчеству ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru