Опыт работы учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии

Аналитическое образование » Формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии » Опыт работы учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии

Страница 3

Анализ опыта работы учителей начальных классов МОУ СОШ №1 им. П.К. Коршунова с. Алтайское Алтайского района по формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроках технологии показал, что педагоги данной школы включают в свою работу разнообразные задания, направленные на формирование универсальных учебных действий: участие в проектной деятельности; творческие задания; дневники достижений, составление портфолио, составление схем-опор и технологических карт при выполнении изделий; работа с разного вида таблицами; работа со словарями (нахождение значений новых и непонятных слов); взаимоконтроль (работа в группах и парах сменного состава) и т.п.

Обобщение результатов теоретического анализа литературы и опыта учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии позволяет сделать вывод, что:

1. Универсальные учебные действия – умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Функции универсальных учебных действий: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

2. Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Существуют различные виды заданий, направленные на формирование универсальных учебных действий: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; «найди отличия»; «на что похоже?»; упорядочивание; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему); диалоговое слушание; «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д.

Специфика технологии и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена: ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности; значением универсальных учебных действий моделирования и планирования; специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности обучающихся; широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы; формированием первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся.

Анализ опыта работы учителей начальных классов МОУ СОШ №1 им. П.К. Коршунова с. Алтайское Алтайского района по формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроках технологии показал, что педагоги данной школы включают в свою работу разнообразные задания, направленные на формирование универсальных учебных действий: участие в проектной деятельности; творческие задания; дневники достижений, составление портфолио, составление схем-опор и технологических карт при выполнении изделий; работа с разного вида таблицами; работа со словарями (нахождение значений новых и непонятных слов); взаимоконтроль (работа в группах и парах сменного состава) и т.п.

Таким образом, при соответствующем содержательном и методическом наполнении технология может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Этот предмет создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности – планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д.

Страницы: 1 2 3 


Статьи по теме:

Определение методов и приемов изучения художественного текста
В методике литературы существует множество определений методов и приемов обучения. Основой классификации В.В. Голубкова взят источник знаний, причем ученый видит методы и приемы преподавания в живом процессе, в постоянно меняющихся условиях, когда один и тот же способ работы может быть или методом, ...

Обследование фонетической стороны речи
Обследование произношения звуков При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных. У детей-олигофренов произношение одного и того же звука речи часто является не одинаковым. Это зависит от структуры ...

Индивидуальный подход к младшим школьникам в трудовом обучении
Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей её класса и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним. Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru