Результаты экспериментальной работы по технологии планирования воспитательной работы в школе

Аналитическое образование » Планирование воспитательной работы » Результаты экспериментальной работы по технологии планирования воспитательной работы в школе

Страница 1

Результаты эффективности воспитательного процесса в классе являются одним из разделов плана классного руководителя. Необходимость включения этого раздела в план работы классного наставника объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей достаточно сложной и трудоемкой деятельности учителя и его коллег.

При изучении процесса и результатов развития личности учащихся мы воспользовались диагностическими разработками ученых. Например, хорошей подсказкой педагогу является разработанная профессором Н.Ф. Масловой диагностическая схема «Общий уровень развития личности школьника».

В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса в классе были избраны:

а) развитие личности учащихся;

б) формирование классного коллектива:

в) наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе.

Исследование проводилось параллельно в экспериментальной группе А и в экспериментальной группе Б. Исследование проводилось в групповом и индивидуальном режиме, в равных условиях, в привычной обстановке.

В ходе исследования были использованы методы наблюдения, тестирования.

Исходя из гипотезы, исследование было спланировано следующим образом

1 этап- исследование межличностных взаимоотношений и установление социального статуса каждого подростка в группе.

2 этап- изучение самооценки.

3 этап- анализ, обработка, интерпретация итогов исследования.

Социометрический эксперимент проводился в групповой форме. Учащимся была изложена тема и цель исследования, дано описание и устная инструкция. Все участники эксперимента были открыты и проявили желание участвовать в эксперименте. В инструкции были подчеркнуты следующие моменты каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух.

Участники эксперимента имели достаточно времени для обдумывания ответов. В комнате во время эксперимента не присутствовали посторонние. Ребятам была дана гарантия неразглашения.

Обработка результатов социометрического изучения подростковой группы осуществляем следующим образом: в заготовленных социометрических таблицах, мы фиксируем выборы подростков. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым подростком, и находим взаимные выборы, которые подсчитываем и записываем.

Далее результаты экспериментов оформляем графически в виде карт групповой дифференциации. Вначале чертим четыре концентрические окружности, делим их диаметром пополам. Справа располагаем мальчиков, слева – девочек. Мальчиков изобразим в виде треугольников, девочек в виде кружков. Размещение подростков на социограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности будут находиться дети, получившие 5 и больше выборов – 1 группа, второй круг – 2 группа – 3-4 выборов; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг – ни одного выбора.

Потом, соединив линиями выбора подростков, мы увидим характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления “неразделенной любви”.

Следующий этап работы – определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:

а) социометрический статус подростка в системе межличностных отношений.

Статус подростка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

1 – “лидеры”: 5 и более выборов,

2 – “предпочитаемые” - 3-4 выбора,

3 – “принебрегаемые” - 1-2 выбора,

4 – “отверженные” - 0 выборов.

1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать, насколько благоприятен статус каждого подростка в группе. Иными словами, насколько подросток желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство подростков группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе подростков с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства подростков в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Понятие «ценности» и «ценностных ориентаций» педагога
Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таки ...

Организация и методы исследования
В Шаталовской школе-интернат обучаются и воспитываются дети сироты и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом возникают определенные проблемы в работе с ними. Детей обучающиеся в школе-интернате, особенны в психолого-мотивационной сфере общения, обучение, эмоционально неуравновешенны. Ос ...

Проблемный метод обучения иностранному языку
Одним из направлений научного поиска в области повышения эффективности и результативности учебного процесса является проблемное обучение, которое рассматривается сейчас в качестве одного из наиболее действенных средств решения таких сложнейших задач, как развитие умственных сил, познавательной акти ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru