Разработка методики системно-педагогического исследования

Аналитическое образование » Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике » Разработка методики системно-педагогического исследования

Страница 9

С кибернетической точки зрения реквизиты, как единицы информации должны быть:

измеримы, то есть поддаваться количественной оценке;

независимы, то есть параметры описания не должны «перекрываться», иметь связи между собой;

заданы однозначно.

Понимая, что педагогическая система в силу своей гуманитарной природы не может иметь реквизитов, абсолютно соответствующих данным требованиям, многие исследователи отмечали условность выделения реквизитов и использовали метод декомпозиции на самом общем уровне исследования, как «абстракцию абстракции» (И.Я.Лернер, Г.Н.Прозументова, В.Д.Семенов и др.).

Однако в период «системного бума» немало было исследователей, рассматривающих несоответствие педагогических реквизитов требованиям измеримости, непересекаемости и однозначности как недостатки педагогического познания и временные трудности, и пытавшихся внести вклад в совершенствование педагогической информации, доведение ее до уровня кибернетических требований (Б.П.Битинас, И.Н.Золотарев, И.П.Прокопьев, В.С.Ханчин и др. ).

Значительное большинство педагогов-исследователей, использовавших системный подход, рассматривали кибернетические методы как один из компонентов системологического инструментария, «работающий» на определенных этапах системного исследования. Вместе с тем некоторые исследователи абсолютизировали кибернетические методы, сводя сущность системного подхода к реализации модели «черного ящика». Наиболее подробно логика и инструмент такого системного исследования были представлены В.П.Беспалько. Он характеризовал педагогическую систему как замкнутую структуру, обладающую функцией, заданной социальным заказом – единственным фактором, обусловливающим качество перехода абитуриент-специалист (35, 26). С этой точки зрения педагогическая система изображалась автором в виде схемы «черного ящика»:

Управление такой системой, прежде всего, по мнению автора, предполагает диагностичное задание целей. То есть, исходные понятия, которыми обозначается цель, должны быть точно определены, измеримы и соотносимы с определенной шкалой. Тогда на выходе можно соотнести цели и результаты и делать вывод об эффективности функционирования в зависимости от величины расхождения заявленных целей и полученных результатов.

Из диагностично заданных целей формируется модель выпускника педагогической системы. Отмечая, что наука слишком мало знает еще о личности человека, В.П.Беспалько предлагает экспертным путем вывести какие-либо стандарты, которые можно будет использовать для диагностичной постановки целей и уточнять по мере развития науки. В качестве исходной модели для декомпозиции целей педагогического процесса автор предлагает модель логической структуры личности, в которой личность в соответствии с кибернетическими правилами декомпозирована на стороны, стороны – на свойства, свойства – на диагностируемые качества, а для диагностируемых качеств должны быть определены критерии сформированности. Кроме того, предлагалась еще и вертикальная декомпозиция целей – так называемое «дерево целей», по целям иерархических уровней системы – ее подсистем.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Статьи по теме:

Содержание диагностических методик
Для проверки эффективности выявленных методов в контексте личностно-ориентированного обучения в условиях уроков музыки по программе С.Л. Долгушина "Мир музыки" было проведено диагностическое обследование. Его цель заключалась в наблюдении, анализе и обобщении динамики развития учащихся в ...

Сущность Национального проекта «Образование»
Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в ...

Цель, задачи, содержание и выводы формирующего этапа исследования
Формирующий этап исследования проводился с 11 октября по 11 марта 2012 года. Целью данного этапа было: сформировать представления о цвете у детей третьего года жизни посредством дидактических игр. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: 1) Подобрать или разработать содержание дидактически ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru