Занятия по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста

Страница 2

На занятиях по обучению пересказу у детей обязательно ставится задача по формированию у детей представлений о литературных жанрах (русская народная сказка, авторская сказка, рассказ).

Часто по ходу занятий в роли побудительного мотива речевой деятельности выступает мама ребенка. Это делается сознательно, поскольку очевидно, что для ребенка мама - это лучший и самый желанный собеседник, слушатель. Этот прием будет по-настоящему действенным, если воспитатель будет искренним в своем желании помочь детям "разговориться". Вечером, во время ухода ребенка домой можно напомнить: "Леночка, помнишь, какой мы рассказ сегодня придумали и зарисовали? Покажи маме картинку и расскажи, что на ней нарисовано, ей будет очень интересно". Таким нехитрым образом решаются сразу как минимум две проблемы - развивается речь ребенка и повышается роль родителей в воспитании и развитии детей.

Приведем в качестве примера два занятия по развитию речи, планируемого на первый месяц занятий. Конспекты других занятий, разработанные воспитателями, находятся в Приложении 5 к данной работе.

Тема занятия: "Составление рассказов об игрушках" (Кошка, собака, лиса).

Цель: Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Закрепить правила обращения с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания.

Материал: Игрушки (Собака, кошка, лиса).

Ход занятия.

1. Игра "Принеси игрушку, какую захочешь".

Ребята, в нашей группе очень много разных игрушек. Воспитатель предлагает по очереди взять в игровом уголке любую игрушку и поставить на стол, называя ее. Правило: игрушки не должны повторяться.

После игры стол с игрушками убирается из поля зрения детей.

2. Рассматривание игрушек.

В описании всегда должно быть начало - называние объекта; середина - микротемы: перечисление признаков, действий предмета; конец - оценка описываемого объекта. Поэтому вопросы при рассматривании должны задаваться в определенном порядке.

Давайте рассмотрим игрушку. Как она называется? Лиса какая? Что есть у лисы? Что умеет делать лиса? Чем тебе нравится эта игрушка? Последний вопрос предполагает несколько вариантов ответов, поэтому целесообразно опросить всех детей.

Аналогично проводится рассматривание собаки, кошки.

3. Составление рассказов об игрушках.

Сейчас мы будем учиться рассказывать об игрушках. Я (воспитатель) буду начинать предложение, а вы заканчивать его.

Это . (лиса). Она . (рыжая, пушистая, мягкая). У лисы . ( длинный хвост, зеленые глаза). Лиса умеет . (бегать, ловить мышей, заметать хвостом следы). Мне нравится лиса потому, что . (она красивая).

Аналогичным образом дети привлекаются к совместному с воспитателем рассказыванию о других игрушках. О каждой игрушке можно заслушать 2-3 рассказа.

4. Ситуация общения "Правильно - неправильно".

Незнайка говорит:

- "Можно ломать игрушки";

- "Нельзя убирать игрушки на место";

- "Нельзя делиться игрушками с друзьями";

- "Можно пачкать игрушки".

Воспитатель побуждает детей к активным высказываниям с помощью наводящих вопросов.

5. Занятие завершается. Мы рассмотрели игрушки, а теперь нужно убрать их на место. Дети расставляют игрушки на места (те, которые стоят на столе).

Тема занятия: "Пересказ сказки "Репка".

Цель: Формировать представление о том, что такое народная сказка. Формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, по "цепочке". Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием.

Материал: Карточки с изображением героев знакомых сказок, а также героев сказки "Репка".

Ход занятия.

1. Беседа с детьми.

Ребята, как вы думаете, что такое сказка? Как вы думаете, кто сочиняет сказки? (Писатели). Да, есть авторские сказки, а есть народные. Это сказки, которые люди рассказывали друг другу из поколения в поколение: мамы и папы рассказывали сказки своим детям, а когда дети вырастали, женились и у них рождались дети, они им рассказывали сказки, и так продолжается до наших дней.

Сегодня мы будем учиться пересказывать одну такую сказку. Она вам хорошо знакома. Это сказка называется "Репка".

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Теоретические основы
Теоретико-методологическая основа исследования: методические и научные исследования предметно-игровой среды Л.С.Выготского, М.И.Лисиной, С.Л.Рубинштейна, и других, концептуальные положения организации детских игр Б. Б. Ананьева, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлона, А.Н.Леонтьева, Н.Н.Подъякова, Д. В. Менджери ...

Социализация детей и подростков через компьютерные игры
Могут ли компьютерные игры быть «воспитателями»? Да, поскольку многие из нас помнят, какое сильное воздействие оказала на нас в детстве или отрочестве любимая книга. Герои ее часто становились идеальными образами – объектами для подражания. Сегодня эту роль чаще выполняют герои компьютерных игр. Ко ...

Методика и особенности занятий по физическому воспитанию в СМГ
Схема построения уроков СМГ в принципе не отличается от обычных занятий физкультурой, но имеет ряд принципиальных особенностей. Вводная часть (15-20 минут) включает в себя общеразвивающие упражнения, которые целесообразно проводить в медленном и среднем темпе, обязательно чередуя с дыхательными упр ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru