Педагогический контроль: сущность, характеристика, виды

Страница 2

Учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. Это означает, что кроме контроля, который выполняет функцию обратной связи, необходим другой вид контроля, который призван дать представление о достигнутых результатах. Этот вид контроля обычно называют итоговым. Итог может касаться как отдельного цикла обучения, так и целого предмета или какого-то раздела. В практике обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения,

Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высокой эффективностью могут быть применены соответствующим образом составленные тесты обученности. Главное требование к итоговым тестовым заданиям - они должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Все большее распространение получают технологии итогового тестирования с применением компьютеров и специализированных программ.

Универсальной процедуру контроля делает целый спектр его функций:

1) проверочная — заключается в выявлении степени освоения ребенком материала, умений и навыков и их соответствия образовательному стандарту, в определении общего уровня умственного развития (в том числе коммуникативного), в закреплении приемов интеллектуальной деятельности, навыков рационального труда;

2) обучающая — предполагает совершенствование системы ЗУН, их обобщение, систематизацию, применение в новой ситуации;

3) развивающая — подразумевает стимулирование познавательной потребности школьника, формирование его творческх способностей, развитие речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления;

4) социальная — призвана сориентировать ребенка в процессе обучения на достижение определенной цели (с учетом выбора будущей профессии);

5) аксиологическая — служит воспитанию ответственности (исполнительности, дисциплине, аккуратности), формированию сознательного выбора;

6) диагностическая — означает, что для использования наиболее адекватной по интенсивности методики обучения необходимо владеть информацией не только о пробелах в знаниях школьника, но и о порождающих их причинах;

7) прогностическая — помогает предоставлять опережающую информацию об учебно-воспитательном процессе с целью стратегического руководства, создания модели дальнейшего развития.

Традиционных средств контроля знаний в системе личностно-ориентированного обучения, где ребенок рассматривается как субъект, а не как объект обучения, недостаточно. При деятельностном подходе школьник не только усваивает готовое содержание того или иного материала, но и сам регулирует, контролирует и корректирует свою познавательную деятельность.

В образовательной системе будущего необходимо смещать акценты с самих предметных знаний на компетентность учеников, овладевающих ими, на способы деятельности, то есть на анализ и оценку процессуальной стороны обучения и качественных характеристик знания, интегративность организации информации и психологические механизмы овладения новыми знаниями.

Так же выделяют следующие виды контроля:

1. Устный контроль - индивидуальный и фронтальный опрос. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.

2. Письменный контроль - выполняется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, различаются глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный срез).

3. Лабораторный контроль-практикум - направлен на проверку умений учащихся работать на компьютере, знания программного обеспечения, которое будет использовано на уроке, составления компьютерных моделей, отладка программ.

4. Машинный (программированный) контроль - предполагается на компьютере, при наличии контролирующих программ. Может применяться на всех этапах изучения учебных предметов. Отличается высокой объективностью при использовании умело и грамотно созданных средств контроля.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Цели, задачи и правила проведения классного собрания
Классное собрание помогает учащимся понять значимость проблем, происходящих в жизни, вовлекает их в процесс разрешения собственных проблем. Важно проводить классные собрания не от случая к случаю, а в системе, по определенной технологии. Цель классных собраний – помочь в решении проблем, развивать ...

Цель, задачи, содержание, выводы констатирующего этапа исследования
Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование представлений о цвете у детей третьего года жизни посредством дидактических игр, была проведена в МБДОУ «Детский сад № 118 для детей раннего возраста общеразвивающего вида» города Сыктывкара. Педагогический эксперимент осуществлялся в тр ...

Содержание работы по формированию пунктуационных навыков у учащихся начальной школы
Традиционная программа. Формирование пунктуационного навыка – процесс длительный и начинается в период обучения грамоте, но имеет свои особенности в зависимости от программы обучения. Обучаясь по традиционной системе 1-4-Рамзаева или Зеленина, Хохлова и “Букварь” В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru