Основной структурный признак конструктивного знания

Страница 1

Эффективность преобразующих воздействий зависит в конечном счете, от их способности вовлекать человека в процесс самопреобразования.

Поэтому основным структурным признаком конструктивного знания является его привлекательность, «интересность».

Непривлекательное, неинтересное знание заведомо неконструктивно.

Как сделать интересно?

Привлекает и вызывает интерес человека лишь то, в чем он усматривает для себя смысл.

Поэтому все системы конструктивного знания строятся вокруг какой-то жизненной проблемы или группы проблем, значимых фактически для каждого человека.

Цель: заставить человека почувствовать, что речь идет о вещах ему небезразличных, вещах, которым он лично придает определенный смысл.

Репродуктивное знание

• Давление сверху (через учебные программы) Соблюдение строгой дисциплины Обучение по книгам Формирование через повторение несистемных умений и навыков Подготовка к неясному и туманному будущему Статические (неизменные) цели и материалы

Конструктивное знание

• Саморазвитие и самораскрытие личности Свободное взаимообщение Обучение через жизненный опыт Освоение умений и навыков для достижения жизненных целей Использование возможностей сегодняшнего дня Динамика повседневно изменяющегося мира

Запоминание материала при использовании некоторых приемов обучения (таблица Н.Сандерса по идеям А. Маслоу)

Учебные действия

Уровень (показатель) запоминаемости

Лекция

5%

Чтение

10%

Использование аудио- и видео- средств

15%

Демонстрация (схемы, таблицы, диаграммы)

30%

Дискуссия

50%

Практические действия

75%

Немедленное использование знаний, учить других

90%

Мы учимся

• 10% когда читаем,

• 20% когда слушаем,

• 30% когда видим,

• 50% когда видим и слушаем,

• 70% когда дискутируем,

• 80% когда экспериментируем,

• 95% когда учим других.

Вильям Глассер Одним из методов конструктивного знания является метод интерактивного обучения.

Интерактивное обучение: меняет прежнее одностороннее понимание процесса познания (учителецентрическое, где основными глаголами были «учить», «давать знания») на двустороннее, диалогическое, воспринимая его как процесс «усвоения знаний», где основную роль выполняет обучающийся (ученикоцентрическое), который самостоятельно конструирует знания («учиться»).

Цели ИМО:

• Создание среды

• Обучение через действия

• Связь с жизнью

• Формирование самостоятельности и индивидуальности

1. Создание среды:

- Создавать условия, в котором обучающийся мог ощутить успешность своих действий;

- Создавать условия для открытого и свободного творческого общения между обучающимися;

- Преподносить знания не в готовом виде, а предоставлять возможности для поиска и исследования, направлять и стимулировать обучающихся.

2. Обучение через действие:

- Обучающиеся должны понять, что усвоение знаний наиболее эффективно

только через самостоятельные действия;

- Подвигать обучающихся к активным действиям;

- Организация процесса активного усвоения знаний посредством интерактивных приемов.

3. Связь с жизнью:

- Основывать обучение на практических действиях, рассматривать дисциплину и тему занятий как способы решения жизненных проблем;

- Каждое занятие есть установление связей с миром, с реальной жизнью.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Качественный анализ результатов обследования и выяснение потенциальных возможностей ребенка
Помимо выяснения результативности выполнения задания ребенком во внимание должны приниматься показатели, характеризующие качество выполнения: интерес к заданию, самостоятельность, использование предложенной помощи, обучаемость в процессе исследования. При оценке результатов надо учитывать способы в ...

Электронные наглядные средства обучения на основе современных компьютерных технологий
В школьном образовании всегда применяли и до сих пор применяют самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усво ...

Социализация детей и подростков через компьютерные игры
Могут ли компьютерные игры быть «воспитателями»? Да, поскольку многие из нас помнят, какое сильное воздействие оказала на нас в детстве или отрочестве любимая книга. Герои ее часто становились идеальными образами – объектами для подражания. Сегодня эту роль чаще выполняют герои компьютерных игр. Ко ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru