Виды упражнений, развивающие речевые умения при изучении темы« имя прилагательное»

Аналитическое образование » Развитие речевых умений при изучении темы "Имя прилагательное" » Виды упражнений, развивающие речевые умения при изучении темы« имя прилагательное»

Страница 3

При повторении темы «Изменение прилагательных по родам, числам» в III классе основное внимание учителя должно быть обра шено на то, чтобы учащиеся правильно соединяли прилагательные с существительными и умели ставить вопросы от существительных к прилагательным. Для этой цели полезно выписывание учащимися пар слов; после повторения правила правописания родовых окончаний, а также окончаний множественного числа в именительном падеже (-ый, -ий, -ая, -яя, -ое, -ее, -ые, -ие) дети могут списывать предложения, в которых прилагательные даны без окончаний, и дописывать окончания, составляя словосочетания и предложения с прилагательными в именительном падеже по образцу: холодный ветер .,. , холодная ночь . , холодное утро . , холодные дни

Далее учитель знакомит детей с изменением прилагательных по падежам. Окончания прилагательных не те же, что у имен существительных; окончания прилагательных можно узнать по вопросу, , который ставится от существительного (ночь — какая? — темная; ночь — какую? — темную; ночью — какой? — темной и т. д.). Исключение представляет именительный-винительный падеж мужского рода единственного числа -ый, -ий.

Значит, падеж прилагательного определяется по падежу существительного (в каком падеже стоит существительное, в таком же падеже стоит и прилагательное), а окончание прилагательного узнается по окончанию вопросительного слова (вопроса): какому? каким? какую? и т. д., за каким? синим морем, на каком? синем море Сначала дается общее знакомство с изменением прилагательных по падежам, на что отводится обычно часа два. Большая же часть времени посвящается отдельным падежным формам. Изменение прилагательных по падежам изучается в зависимости от их рода: 1) прилагательные мужского и среднего рода; 2) прилагательные женского рода. При этом падежи берутся преимущественно в сопоставлении; именительный и винительный падежи прилагательных мужского и среднего рода; окончания творительного и предложного падежей тех лее прилагательных; винительный и творительный падежи прилагательных женского рода; окончания -ый и -ий мужского рода и -ой, -ей женского рода. После разбора с учителем готовых предложений и ознакомления с таблицей склонения учащиеся читают по учебнику вывод и самостоятельно составляют у себя в тетрадях таблицу склонения таких слов, как родной город — родное село, ставя перед прилагательным (от имени существительного) в каждом падеже вопрос; окончания вопросительного местоимения и прилагательного они подчеркивают, устанавливая тем самым соответствие между вопросом и окончанием прилагательного (какой? — родной; какая? родная).

В качестве самостоятельной работы могут быть использованы упражнения: 1) склонение какого-либо прилагательного с ударным окончанием (например, родной, молодой, голубой) с существительным или без него; 2) составление кратких (в 3—4 слова) предложений с подобными же прилагательными; 3) списывание текста с подчеркиванием прилагательных вместе с существительными и с указанием их числа, рода и падежа; 4) в составлении словосочетаний и предложений. Правильность выполненной работы дети самостоятельно проверяют по таблице склонения имен прилагательных, вывешенной в классе или помещенной в учебнике.[8, с. 56]

Упражнения на уроках, посвященных правилам правописания безударных окончаний имен прилагательных, заключаются прежде всего в том, что учащиеся составляют таблицы склонения прилагательных с безударными окончаниями (-ый, -ая, -ое, -ий, -яя, -ее) — по образцу тех, что даны в настенных таблицах или таблицах учебника; при этом учитывается разница в правописании безударных окончаний прилагательных с твердой и мягкой основой -ый или -ий, -ое или -ее и т. п.

Может оказаться, что после изучения склонения прилага- тельных всех трех родов учащиеся будут путать окончания -ый, -ий в мужском роде и -ой, -ей в женском роде. Учитель объяс- няет учащимся различия в этих окончаниях: безударное окон- чание на вопрос: какой? в мужском роде всегда -ый или -ий (красный, синий), в женском роде — -ой, -ей (красной, синей).Прием сопоставления используется и при объяснении правопи- сания других смешиваемых окончаний: -ым, -им ом, -ем

;(мужской и средний род), -ую, -юю,—ою, -ею (женский род).

При изучении множественного числа прилагательных учащиеся усваивают их падежные окончания, одинаковые для всех родов, учатся по именам существительным, а также по характерным окончаниям (-ым, -им — дательный падеж, -ыми, -ими—• творительный падеж) различать падежи. Так как некоторые падежные окончания прилагательных по своему звучанию близки к окончаниям существительных, их надо сопоставлять друг с другом: красным лентам, красными лентами, о красных лентах и т. д.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Промежуточные итоги реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Тверской области
Ход реализации нацпроекта "Образование" в 2007 году можно определить как вполне успешный. В рамках нацпроекта в Тверской области за последние два года была создана сеть базовых образовательных учреждений (всего 167). Объем средств, направленных на совершенствование материально-техническог ...

Констатирующий этап исследования
В соответствии с целями исследования за основу методики на первом этапе был взят метод Калмыковой З. И. (Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.). Нами была проведена модификация этого теста. В связи с тем, что занятия по экспериментальной программе представилось воз ...

Основные подходы к воспитанию и обучению: латинофинский, византийско-русский, славяно-греко-латинский, старообрядческий
В XVII в. в педагогической мысли и школьном деле происходит размежевание, вызванное сближением с Западом и различным отношением к западной культуре и образованности. Во второй половине века определились четыре основных подхода к воспитанию и обучению: 1) латино-фильский (С. Полоцкий, С. Медведев); ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru