Педагогическое мастерство и личность учителя

Страница 1

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Основными характеристиками педагогической деятельности учителя и показателями его профессионального роста можно назвать: педагогическую умелость и педагогическое мастерство. Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.

Педагогическая умелость – это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Следующей ступенью профессионального роста является педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Хотелось бы сказать ещё о педагогическом творчестве. Ведь учитель – это не только педагог, это ещё и актер, художник, скульптор и т.д. Каждый урок для него это спектакль, где он и главный герой, и постановщик, и режиссер. От его умения, знаний, навыков и конечно же творчества зависит как пройдет урок, как учащиеся усвоят материал, с каким настроение придут на следующий урок.

Педагогическое творчество характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций,рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процессе обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.

Учитель — не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:

высокая гражданская ответственность и социальная активность;

любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность. В частности, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Именно поэтому она по праву считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности учителя.

Учитель-гражданин верен своему народу, близок ему. Он не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью села, города, где он живет и работает. В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста
Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств. Обследование - это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. В процессе обследования дети уча ...

Знаки препинания
В школе изучают 10 знаков препинания. С членением предложения связаны классы знаков препинания: 1) одинаковые в позиции середины предложения (, ; – : … в функции разрыва предложения); 2) парные (двойная запятая и двойное тире, скобки и кавычки) с членением текста связаны классы знаков препинания; 3 ...

Этапы трудового воспитания
Трудовое воспитание должно быть тесно связана с нравственными и физическими его сторонами, иначе труд в воспитании человека не принесёт пользы. Задачи трудового воспитания усложняются с возрастом обучаемых. Они решаются поэтапно. У детей младшего возраста воспитывается трудолюбие и бережливость. Де ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru