Методика работы социального педагога с семьей

Страница 5

прием Я-послания. Это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента;

метод легенд – способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.

Телефонное консультирование – при использовании этой технологии отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.

Этапы телефонного консультирования:

приветствие, знакомство;

принятие – профессионал показывает, что он готов принять информацию;

предложение своей помощи;

исследование проблемы клиента. Если проблема не ясна, перейти к следующему этапу;

выяснение, какую помощь хотел бы получить клиент;

поиск согласия;

подведение итогов, совместный план действий;

расставание, выражение благодарности за звонок.

Метод «письмо-обращение». Средство обращения через лист бумаги, с отсроченной обратной вязью или без нее.

Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство; защита прав клиента и т. д.

Социальный патронаж – одна из универсальных форм работы с клиентом, предоставляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи - материальную, психологическую, образовательную и др.

Патронажи могут быть единичными и регулярными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения клиента, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует информировать семью о предстоящем визите. Патронаж может иметь следующие цели:

диагностические – ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых);

контрольные – оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций специалистов и проч.;

адаптационно-реабилитационные - оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.

Контролирующие и диагностические цели патронажа должны быть завуалированы и отнесены на второй план, а семья должна ощутить пользу от визита социального работника, не испытывая при этом чувство подконтрольности и зависимости.

Иной подход допустим в отношении асоциальных семей. Здесь социальный работник, исходя из интересов ребенка, совместно с правоохранительными организациями ведет открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое директивное воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи, в том числе прибегает к «карательным» мерам, выступая, например, инициатором лишения родительских прав на воспитание ребенка.

Таким образом, раздвигая пространственные временные рамки взаимодействия, патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной.

Групповой уровень реабилитационной работы. Группа – это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. Количество участников группы зависит от объединяющего людей признака.

Методы групповой реабилитации: беседа; лекция; диспут (подготовленное обсуждение одного важного вопроса); дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту); собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем, затрагивает интересы всех участников); тренинг.

Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы – анимация, оживление жизненного пространства людей. Методы общинной работы – лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники). Для работы с общественностью специалист должен иметь организаторско-демонстративные способности, уметь зажечь массу, быть искренним, и конечно главное – тщательно продумывать свои выступления.

Посреднический компонент в социально-педагогической деятельности включает помощь в организации, координации и информировании.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга: выставка-продажа поношенных вещей, благотворительный аукцион, клубы по интересам и т. д.

Помощь в координации: активизация различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Координация необходима при решении следующих проблем:

передача ребенка на воспитание в приемную семью. В этом случае должно быть проведено обследование этой семьи, ее психологического климата. После передачи ребенка необходимо патронировать эту семью, говорить с ребенком, родителями, чтобы убедиться в том, что семья создает благоприятные условия для ребенка. Если возникает проблема адаптации ребенка в этой семье – подключается социальный работник;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Психологический
В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить и о сензитивных периодах нравственного развитии ребенка. Как отмечал Л. С. Выгодский, «нет и не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возр ...

Микроклимат и его влияние на организм человека
Метеорологические условия рабочей среды (микроклимат) оказывают влияние на процесс теплообмена и характер работы. Длительное воздействие на человека неблагоприятных метеорологических условий резко ухудшает его самочувствие, снижает производительность труда и приводит к заболеваниям. Показателями ми ...

Психологическая характеристика особенностей развития детей в возрасте 10-12 лет
Возрастной период 10-12 лет заключает в себе большие возможности для развития полноценной личности. Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, опр ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru