прием Я-послания. Это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента;
метод легенд – способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.
Телефонное консультирование – при использовании этой технологии отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.
Этапы телефонного консультирования:
приветствие, знакомство;
принятие – профессионал показывает, что он готов принять информацию;
предложение своей помощи;
исследование проблемы клиента. Если проблема не ясна, перейти к следующему этапу;
выяснение, какую помощь хотел бы получить клиент;
поиск согласия;
подведение итогов, совместный план действий;
расставание, выражение благодарности за звонок.
Метод «письмо-обращение». Средство обращения через лист бумаги, с отсроченной обратной вязью или без нее.
Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство; защита прав клиента и т. д.
Социальный патронаж – одна из универсальных форм работы с клиентом, предоставляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи - материальную, психологическую, образовательную и др.
Патронажи могут быть единичными и регулярными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения клиента, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует информировать семью о предстоящем визите. Патронаж может иметь следующие цели:
диагностические – ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых);
контрольные – оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций специалистов и проч.;
адаптационно-реабилитационные - оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.
Контролирующие и диагностические цели патронажа должны быть завуалированы и отнесены на второй план, а семья должна ощутить пользу от визита социального работника, не испытывая при этом чувство подконтрольности и зависимости.
Иной подход допустим в отношении асоциальных семей. Здесь социальный работник, исходя из интересов ребенка, совместно с правоохранительными организациями ведет открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое директивное воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи, в том числе прибегает к «карательным» мерам, выступая, например, инициатором лишения родительских прав на воспитание ребенка.
Таким образом, раздвигая пространственные временные рамки взаимодействия, патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной.
Групповой уровень реабилитационной работы. Группа – это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. Количество участников группы зависит от объединяющего людей признака.
Методы групповой реабилитации: беседа; лекция; диспут (подготовленное обсуждение одного важного вопроса); дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту); собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем, затрагивает интересы всех участников); тренинг.
Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы – анимация, оживление жизненного пространства людей. Методы общинной работы – лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники). Для работы с общественностью специалист должен иметь организаторско-демонстративные способности, уметь зажечь массу, быть искренним, и конечно главное – тщательно продумывать свои выступления.
Посреднический компонент в социально-педагогической деятельности включает помощь в организации, координации и информировании.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга: выставка-продажа поношенных вещей, благотворительный аукцион, клубы по интересам и т. д.
Помощь в координации: активизация различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Координация необходима при решении следующих проблем:
передача ребенка на воспитание в приемную семью. В этом случае должно быть проведено обследование этой семьи, ее психологического климата. После передачи ребенка необходимо патронировать эту семью, говорить с ребенком, родителями, чтобы убедиться в том, что семья создает благоприятные условия для ребенка. Если возникает проблема адаптации ребенка в этой семье – подключается социальный работник;
Статьи по теме:
Средства коррекционной работы по развитию речи
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Развитие речи глухих детей будет более эффективным при двух условиях. Во-первых, дети должны быть полностью обеспечены совершенными двуушными слуховыми аппаратами и квалифицированной сурдопедагогической и технической помощью по их обслуживанию. Во-вторых, должны быть созданы условия для занятий мал ...
Причины возникновения беспризорности
В истории человечества беспризорничество как особое социальное явление существует давно. Но в периоды политических, социально-экономических потрясений, войн, революций, национальных междоусобиц - число беспризорных детей значительно возрастает. Имеют свою историю и способы решения проблем детей, вы ...
Технология работы над скульптурной композицией в технике "барельеф"
Вопросы, посвященные как общим вопросам творчества, так и поиску правильного композиционного решения, в изобразительном искусстве стоят достаточно остро. Начнем с первого, и, конкретно - с выбора темы. Понятное дело, что раньше все виды изобразительного искусства ценились. Но начиная с недавних пор ...