Теоретическое занятие как прием восприятия текста

Страница 1

Этот вид занятия дает возможность учителю познакомить детей с теми теоретическими понятиями, которые доступны им, являются частью субкультуры детства, способствуют восприятию текста. Это такие понятия, как рифма, сравнение, сопоставление, эпитет, олицетворение, такие жанры, как сказка, стихотворение, рассказ, такие элементы сюжета сказки, как зачин, концовка и другие. Они дают детям представления о фольклорных и литературных жанрах, языке художественного произведения.

Такой художественный прием, как олицетворение (анимизм) – одушевление, наделение человеческими свойствами и качествами всего того, что окружает ребенка, является частью его субкультуры и, согласно исследованиям Ж. Пиаже, очень рано используется детьми. Укачивая куклу в процессе игры, разговаривая с ней, девочка одушевляет ее, видит в ней существо, подобное себе. В связи с этим дети старшего возраста хорошо чувствуют олицетворение, выделяют его в тексте. Постижению этого приема часто способствуют авторы художественных текстов, интуитивно понимающие детскую психологию (см., например, «Бобина лошадка», «Про девочку, которая нашла своего Мишку» и другие стихотворения Саши Черного или главу «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова).

Определение понятий следует давать детям в доступной форме, руководствуясь при этом принципом научности. Дети должны не только выучить определение наизусть, а вместе с учителем разобраться в его сути и постепенно научиться применять его.

Изучение теоретических понятий может идти двумя путями: понятие вводится в речь ученика, а затем закрепляется при чтении и анализе текста (рифма, сравнение); сначала анализируется текст, затем выводятся основные признаки понятия, формулируется и закрепляется определение (сказка, стихотворение, рассказ). Некоторые понятия вообще не даются детям (эпитет, олицетворение, фольклор). Задача воспитателя – не называя их, обратить внимание на их суть, подчеркнуть их в тексте.

Умение оперировать теоретическими понятиями нужно систематически закреплять. Прочитав произведение волшебного характера, надо попросить детей определить его жанр. Не употребляя в речи слово «жанр», формулируем вопросы так, чтобы в процессе беседы дети сами назвали вид прочитанного произведения. Для этого обращаем внимание на отличие данной сказки от других видов сказок: наличие волшебных героев, помощников, предметов, действий; подчеркиваем особенности поэтики: запрет, нарушение запрета, наказание героя. Вопросы должны быть простыми, точными, интересными. С их помощью стимулируется желание младших школьников найти ответ, вести исследование текста.

Чтобы подготовить и провести теоретическое занятие, учитель должен сам накопить опыт анализа текста, иметь в своем арсенале запасы различных примеров, которые помогут ему исключить затруднения детей. Нельзя эту работу проводить формально, подменять понимание зубрежкой и натаскиванием. Теоретические понятия должны усваиваться учениками сознательно.

В структуре занятий литературой теоретические занятия играют важную роль: здесь совершенствуется умение видеть художественные особенности текста, которое ведет к пониманию авторского мастерства, подлинности и художественной значимости произведений.

Творческое занятие, основной целью которого является развитие творческого потенциала учащихся, также должно быть в системе занятий литературой.

Особое внимание проблеме творческого развития детей стали уделять в конце XIX – начале XX в. Интерес к ней не иссяк до настоящего времени.

По поводу творческого развития человека есть различные теории, суть которых по прошествии долгого времени изучения проблемы может быть сведена к следующему:

1) существует наследственная предрасположенность к творчеству, так называемый «ген творчества», но при этом задатки творца есть не только у избранных, отмеченных печатью таланта, а у всех людей. П. Каптерев говорил о том, что каждый рождающийся ребенок приносит в мир частицу одаренности. Задача взрослых – заметить, раскрыть в детях имеющиеся способности и потребности к творчеству, определить верное направление их развития;

2) воспитанию творца, его саморазвитию способствует культурный социум, среда.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Сущность и содержание понятий "качество образования", "мониторинг качества образования"
Поиск концептуальных идей модернизации системы российского образования ныне все больше связывается с идеей его качества, которая многими научными и практическими работниками рассматривается как ключевая и доминирующая. Действительно, интенсивно разрабатываемые вопросы гуманизации и демократизации о ...

Методические особенности преподавания темы «Базы данных» в профильном курсе информатики
Основная цель изучения темы – развитие познавательного интереса учащихся, а также формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения, умения работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся. Поэтому наряду с сообщением готовых знаний, обучением по обра ...

Основные аспекты технологии коллективного планирования
В коллективном планировании жизнедеятельности класса участвует не только классный руководитель, но и весь коллектив учащихся класса, а также родители и друзья классного сообщества. Профессор Е.В. Титова считает коллективное планирование самой трудной с методической точки зрения стадией в организаци ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru