Органолептический метод как основной для оценки качества учебника

Страница 2

количество страниц, рисунков, формул во всем учебнике или в отдельных темах, приходящееся на 1 ч времени, отведенного программой для их изучения (к=4).

Реализацию требования систематичности и последовательности изложения материала можно оценить следующими показателями:

четкостью рубрикации учебника (к=3);

соответствием ее программе (к=4);

соответствием последовательности изложения материала темы в учебнике и программе (к=5);

равномерностью распределения объема материала между темами учебника (к=4).

Проверить степень выполнения этого показателя качества можно путем сравнения двух коэффициентов:

отношения количества страниц в учебнике к количеству часов, отводимых на изучение курса (К1);

отношения количества страниц по теме к количеству часов, отведенных на ее изучение (К2).

Анализируя выделенные дидактические требования и пути их реализации в учебниках, можно увидеть, что по целому ряду из них трудно дать обобщающую оценку всего учебника. Поэтому целесообразно выделенные показатели разбить на две группы: показатели, характеризующие учебник в целом, и показатели, характеризующие отдельные его разделы.

Первая группа показателей включает в себя оценку внешнего оформления учебника (к=3), четкость структуры (к=3), соответствие его рубрикации программе (к=4), равномерность распределения материала по темам (к=4).

Остальные показатели относятся ко второй группе, и степень их воплощения в учебниках определяется применительно к отдельным, основным темам программы.

Такой подробный и тщательный сравнительный анализ учебников рекомендуется проводить молодым преподавателям, малознакомым с существующей учебной литературой по предмету.

Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования.

Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя.

Решая задачи, связанные с анализом содержания учебников, необходимо учитывать следующие:

выявление связей между понятиями и утверждениями, которые используются в данном изложении;

определение основных знаний и навыков, на которые ориентировался автор, отбирая и организуя учебный материал;

определение возможных ошибок со стороны учащихся и продумывание путей их предупреждения;

определение характера изложения темы, целей выполнения соответствующих упражнений учебника, планирование отдельных этапов методики изучения составляющих данную тему вопросов;

определение развивающих и воспитательных целей, которые можно реализовать, основываясь на данном учебном материале.

Из всех видов анализа органолептический метод является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника.

Целью применения данного метода является установление:

возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;

глубины и качества изложения материала в различных темах учебника;

необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополнительного материала;

рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и отдельными его разделами, в состав которых входят аннотирование текста, составление плана изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.

Использование преподавателем различных видов учебных методических задач способствует более качественной подготовке будущих учителей

Сущность данного метода состоит в том, что преподаватель, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными качественного анализа, он выбирает лучший учебник.

Такой подробный и тщательный сравнительный анализ учебников рекомендуется проводить молодым преподавателям, малознакомым с существующей учебной литературой по предмету. По мере накопления опыта происходит свертывание намеченной последовательности анализа, оценка учебников производится по обобщенным качественным характеристикам, включающим оценку содержания материала, его построения и оформления.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Отбор грамматического материала
При решении вопроса об отборе грамматического материала необходимо, опираясь на все специфические особенности немецкого языка, о которых было сказано выше, создавать такой минимум, который был бы посилен для усвоения и достаточен для выполнения коммуникативно-значимых задач в продуктивных и рецепти ...

Включение упражнений по формированию лингвистической терминологии в уроки русского языка в начальной школе
В общеобразовательных программах по русскому языку для начальной школы изучению лингвистической терминологии отводится незначительное количество времени. Это подтвердили данные эксперимента. 20 % учеников имеют пробелы в знаниях. А знание терминов играет большую роль в обучении. Поэтому учителю нео ...

Использование тестов для оценки качества знаний учащихся по математике
Методологически слабая обеспеченность в области тестирования привела к тому, что в педагогическом сообществе в настоящее время нет единого понимания терминологии. Под тестом понимается: – проба, испытание, исследование (Советский энциклопедический словарь); – инструмент, который состоит из задания ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru