Органолептический метод как основной для оценки качества учебника

Страница 1

Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя.

Существует около 300 методов и приемов анализа учебников. Из них широко известны экспериментальный, социологический, экспертный, органолептический (балльный) и метод структурно-функционального анализа. Вы можете купить учебную литература от издательства Легион

Органолептический метод анализа является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника.

Целью применения данного метода является установление:

возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;

глубины и качества изложения материала в различных темах учебника;

необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополнительного материала;

рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и отдельными его разделами, в состав которых входят аннотирование текста, составление плана изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.

Сущность данного метода состоит в том, что преподаватель, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными качественного анализа, он выбирает лучший учебник. Расчет суммы баллов за качество учебника производится по формуле

Nj=∑ķipij

где - общая сумма баллов, набранная i-м учебником;

- коэффициент значимости i-го показателя качества (от 2 до 5);

- оценка степени реализации в j-м учебнике i-го показателя качества.

Для наглядности и удобства результаты оценки качества учебников целесообразно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1 – Оценка качества учебников

№ п/п

Показатель качества

Коэффициент значимости к;

Оценка степени реализации показателя качества

Учебник 1

Учебник 2

Учебник 3

Итого

В качестве основных дидактических требований, на соответствие которым следует проверять учебники, можно выделить следующие: научность учебного материала, учет возрастных и познавательных возможностей учащихся, систематичность и последовательность изложения материала, достаточное количество иллюстраций, схем, таблиц, наглядность оформления, четкость рубрикации учебника.

Реализацию принципа научности материала целесообразно проверять с учетом следующих показателей и соответствующих коэффициентов значимости:

соответствия логики построения базовой науки и материала предмета (к=3);

представления рассматриваемого понятия во всей его многогранности и развитии (к=4);

соответствия определений, терминов и символов в учебном предмете и базовой науке (к=4).

Для учета возрастных и познавательных возможностей учащихся в качестве основных можно выделить следующие показатели:

простоту языка и доступность изложения материала (к=5);

достаточность времени, необходимого для усвоения всего материала учебника и отдельных его тем (количество вводимых в материал понятий (к=3);

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития ...

Понятие, цели, содержание национальных проектов
Термин национальный проект появился в нашей стране осенью 2005 года. Президент России Владимир Путин выступил с инициативой по реализации в стране четырех национальных проектов – "Современное здравоохранение", "Качественное образование", "Доступное жилье", "Эффект ...

Структура педагогики и система педагогических дисциплин
В рамках педагогики существует ряд относительно самостоятельных разделов, связанных с исследованием отдельных сторон учебно-воспитательного процесса. Разработкой целей, задач, содержания, принципов, методов и организации образования и обучения занимается дидактика (теория образования и обучения); в ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru