Участие социального педагога в формировании основ здорового образа жизни у первоклассников

Аналитическое образование » Участие социального педагога в формировании основ здорового образа жизни у первоклассников

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни (ЗОЖ). Однако, как свидетельствует анализ исследований в данной области, у большинства россиян, особенно молодого поколения страны, не сложились ценности, обусловливающие такой образ жизни.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1 классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Учёными доказано, что 75% болезней взрослых заработаны в детские годы. Думая о будущем детей, надо особо подчеркнуть возраст от рождения до 16 лет как самый важный. Всё, что может произойти впоследствии, заложено в этот период и отзовётся не только болезнями, а в конечном итоге счастьем или несчастьем человека.

Таким образом, перед образовательным учреждением стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Вопросы здоровьесбережения актуальны во все времена. Но особенно актуальны теперь, когда школу называют не только «школой знаний», но и «школой болезней». Проблемы детского здоровья нуждаются сегодня в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба. Фундаментом валеологии – науки о здоровье – является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастной психологии, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье ребенка, гармонично развивать личность. Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи и другие специалисты.

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением и в деятельности социального педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста, т.к. приобщение младших школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его зависимости от социальных факторов.

Все это обуславливает актуальность темы выпускной квалификационной работы.

В исследование и решение проблемы здоровья детей, формирования здорового образа жизни у детей внесли вклад в различное время: психологи и физиологи: В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский и др.; ученые-медики: Н.А. Амосов, В.Ф. Базарный, Ю.П. Лисицин, Б.Н. Чумаков и др.; педагоги: Ш.А. Амонашвили, В.К.Зайцев, В.В. Колбанов, Я. Корчак, С.В. Попов, В.А. Сухомлинский и др.

Педагогами обсуждаются пути и условия формирования ЗОЖ учащихся, ведется поиск стратегических ориентиров его достижения (Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, Л.Д. Козлова, Т. Кружилина, Г.И. Семикин, З.И. Чуканова и др.).

Объект исследования – процесс формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни.

Предмет исследования – способы формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни.

Целью исследования является выявление условий, способствующих эффективности формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни.

Задачи исследования:

1) проанализировать современную научную литературу с целью выявления сущности проблемы формирования здорового образа жизни;

2) определить уровень представлений младших школьников о здоровом образе жизни;

3) определить особенности процесса формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни;

4) описать валеологическую модель деятельности социального педагога;

5) проанализировать работу социального педагога по формированию ЗОЖ у первоклассников на примере работы социального педагога МОУ СОШ №3 г. Гороховец Владимирской области.

Гипотеза исследования: деятельность социального педагога по формированию основ ЗОЖ у первоклассников будет эффективной при соблюдении следующих условий:

¾ учет возрастных, психологических особенностей детей;

¾ организация взаимодействия социального педагога с медицинским работником, учителем начальных классов, семьей;

¾ обеспечение максимальной двигательной активности детей;

¾ содержание уроков и внеклассной деятельности будут насыщены валеологическими знаниями, мотивирующими детей на ЗОЖ;

¾ благоприятная психологическая атмосфера.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования:

¾ изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы;

¾ педагогическое наблюдение, метод беседы с целью определения уровня сформированности представлений младших школьников о ЗОЖ;

¾ метод словесных описаний с целью изучения самостоятельной деятельности детей по сохранению собственного здоровья.

База исследования: 1 класс МОУ СОШ №3 г. Гороховец Владимирской области

Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения.

Во введении рассматривается актуальность проблемы на современном этапе развития общества, указываются педагоги и психологи, работающие над данной темой, представлен аппарат исследования.

В первой главе раскрывается сущность понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни», проанализированы проблемы здоровья в образовательном аспекте, выделены особенности формирования компонентов ЗОЖ в младшем школьном возрасте.

Во второй главе речь идет о валеологическом аспекте деятельности социального педагога, рассмотрен комплекс мероприятий, проводимых социальным педагогом в целях формирования основ ЗОЖ у первоклассников, проанализирована работа социального педагога по формированию ЗОЖ у первоклассников на примере работы социального педагога МОУ СОШ №3 г. Гороховец Владимирской области.

В заключении сделан вывод об эффективных условиях, способствующих формированию ЗОЖ младших школьников и воспитанию у них потребности к самосовершенствованию и укреплению своего здоровья.


Статьи по теме:

Законодательство, регулирующее отношения религиозных конфессий и армии
Отношения различных конфессий и Вооруженных Сил строится прежде всего на указаниях руководящих документов - таких как Конституция РФ, закон О статусе военнослужащих и другие. В соответствии с Конституцией РФ (ст.14) 1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавлив ...

Программа О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников как предлагаемая парциальная программа, повышающая уровень образования дошкольников
С целью повышения уровня обучения в плане развития речи детей детского сада № 165 предлагается внедрение программы О.С. Ушаковой в качестве парциальной программы, реализация которой должна повысить уровень обучения дошкольников в аспекте развития речи. Программа является результатом многолетних нау ...

Учебная литература как средство методического обеспечения самостоятельной работы студентов
Для нормальной самостоятельной работы студент должен быть обеспечен достаточным количеством учебных пособий разного вида. Чем более разнообразны учебные пособия, тем более успешна будет самостоятельная работа студента, так как каждый может выбрать себе учебное пособие по силам, по склонностям, по м ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru