Влияние влажности воздуха:
Физиологически оптимальной является относительная влажность в пределах 40-60%. Повышенная влажность воздуха (более 75-85%) в сочетании с низкими температурами оказывает значительное охлаждающее действие, а в сочетании с высокими - способствует перегреванию организма. Например, при влажности воздуха 80% и повышении температуры окружающей среды до 30°С приводит к снижению производительности труда на 8%, повышение температуры до 33,5°С - к снижению на 20% и повышение температуры до 40°С - к снижению на 40%. Оптимальная влажность менее 25 % также неблагоприятна для человека, так как приводит к высыханию слизистых оболочек и снижению защитной деятельности мерцательного эпителия верхних дыхательных путей.
Таблица 3 - Зависимость субъективных ощущений человека от параметров микроклимата
Температура воздуха, оС |
Относительная влажность воздуха, % |
Субъективное ощущение |
21 |
40 |
Наиболее приятное состояние |
75 |
Хорошее, спокойное состояние | |
85 |
Отсутствие неприятных ощущений | |
90 |
Усталость, подавленное состояние | |
24 |
20 |
Отсутствие неприятных ощущений |
65 |
Неприятные ощущения | |
80 |
Потребность в покое | |
100 |
Невозможность выполнения тяжелой работы | |
30 |
25 |
Неприятные ощущения отсутствуют |
50 |
Нормальная работоспособность | |
65 |
Невозможность выполнения тяжелой работы | |
80 |
Повышение температуры тела | |
90 |
Опасность для здоровья |
Влияние движение воздуха:
Движение воздуха способствует отдаче теплоты, если температура воздуха ниже температуры тела человека. Если температура воздуха выше температуры тела человека, то происходит перегрев организма. Минимально ощутимая человеком скорость движения воздуха равна 0,2 м/с. В зимнее время года скорость движения воздуха не должна превышать 0,2 - 0,5 м/с, а летом 0,2 – 1,0 м/с.
Легкое движение воздуха при обычных температурах способствует хорошему самочувствию, сдувая обволакивающий человека насыщенный водяными парами и перегретый слой воздуха. В то же время большая скорость движения воздуха, особенно в условиях низких температур, вызывает увеличение теплопотерь конвекцией и испарением и ведет к сильному охлаждению организма.
Таким образом, для теплового самочувствия учащегося важно определенное сочетание температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха на рабочем месте.
По характеру воздействия на организм человека показатели микроклимата разделены на оптимальные и допустимые (ГОСТ 12.1.005 - 88).
Показатели микроклимата должны обеспечивать сохранение теплового баланса человека с окружающей средой и поддержание оптимального или допустимого теплового состояния организма.
Оптимальные микроклиматические условия - сочетание параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают сохранение нормального теплового состояния организма без напряжения механизмов теплорегуляции. Они обеспечивают ощущение теплового комфорта и создают предпосылки для высокого уровня работоспособности и являются предпочтительными на рабочих местах.
Оптимальные параметры микроклимата на рабочих местах должны соответствовать величинам, приведенным в таблице 4, применительно к выполнению работ категорий Iа и Iб в холодный и теплый периоды года.
Перепады температуры воздуха по высоте и по горизонтали, а также изменения температуры воздуха в течение учебного дня при обеспечении оптимальных величин микроклимата на рабочих местах не должны превышать 2°С и выходить за пределы величин, указанных в таблице 4 для категорий работ Iа и Iб.
Таблица 4 - Оптимальные и допустимые нормы параметров микроклиматических условий
Период года |
Категория работ |
Температура воздуха, оС |
Относительная влажность воздуха, % |
Скорость движения воздуха, м/с | ||||||||
оптимальная |
допустимая |
оптимальная |
допустимая, не более |
оптимальная, не более |
допустимая | |||||||
верхняя граница |
нижняя граница | |||||||||||
на рабочих местах | ||||||||||||
постоянных |
непостоянных |
постоянных |
непостоянных | |||||||||
холодный |
Легкая Ia Iб |
22-24 21-23 |
25 24 |
26 25 |
21 20 |
18 17 |
40-60 |
75 |
0,1 0,1 |
0,1 0,2 | ||
теплый |
Легкая Ia Iб |
25-25 22-24 |
28 28 |
30 30 |
22 21 |
20 19 |
40-60 |
55(при280) 60(при270) |
0,1 0,2 |
0,1-0,2 0,1-0,3 | ||
Статьи по теме:
Количественные методы в педагогике
Качественное и количественное в явлениях окружающего мира неразрывно связаны; поэтому качественные и количественные характеристики педагогических явлений надо изучать в единстве. Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое – обработка ре ...
Психолого - педагогические принципы развития мышления
школьников
В соответствии с требованиями, предъявляемыми современной школой, обучение в ней должно ориентироваться на развитие продуктивного, творческого мышления, обеспечивающего возможность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности. Мы беремс ...
Изменение силовых и скоростно-силовых показателей у
юношей Х классов за период эксперимента
Анализ силовых показателей у юношей Х класса после эксперимента показал, что степень прироста силовых способностей в экспериментальной и контрольной группах была различной. В экспериментальной группе по четырем силовым показателям (подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа ...