Творческие подходы скульпторов и художников к созданию композиций из тестопластики

Страница 2

Однофигурная композиция, как правило, представляет фигуру в профиль, поскольку в ней заключена наиболее полная информация об объекте. Двухфигурная композиция, где изображение одиночной фигуры удваивается, позволяет выразить состояние прямого диалога между персонажами и образует законченную картину. Этот тип композиции неразрывно связан в изобразительном искусстве с осознанием представлений о симметрии и асимметрии, единичном и множественном, целостном и фрагментарном.

Многофигурные композиции отражают идею множественности, необходимую для любого повествования, и позволяют воплотить в художественной форме целые эпизоды из эпоса, мифологии или реальной жизни. Многофигурные композиции предполагают изображение множества деталей, различных атрибутов, элементов пейзажа или интерьера, они важны как попытка правильного воспроизведения трехмерного пространства.

Действительность композиционного закона жизненности распространяется на скульптуру. Передать движение через групповую композицию легче, чем через одну фигуру. В однофигурной композиции трудно даже в динамической позе уловить внутреннее движение, передать движение во времени. Для пояснения анализа композиции О. Ф. Мирона "Дискобол", данным Е. А. Кибриком: "Скульптор из массы моментов, из которых складывается движение человека, метающего диск, выбрал такое положение, в котором, кроме предельного физического напряжения, ясно чувствуется как предыдущее положение тела Дискобола, так и непременный бросок, которым должно разрядиться его напряжение. Будь это выражено чуточку менее точно, получилась бы просто скрюченная фигура вместо полного жизни диско-метателя".

Скульптура — один из видов искусства. К ней относятся изображения людей и животных в виде статуй, скульптурных групп и рельефов.

В зависимости от величины объема создается большой, малый и средний масштабы скульптуры, то есть скульптура больших форм, малых и станковая. К большой скульптуре относятся монументальные произведения, рассчитанные на массовое восприятие, они пропагандируют общественные идеи и утверждают положительные образы. Это памятники историческим событиям и героям. Они содержат в себе призыв, обращенный к народу. Монументальные произведения предназначаются для украшения площадей, парков, больших общественных зданий. Скульптура малой формы включает в себя статуэтки из камня, глины, теста, дерева, кости, металла. Станковая скульптура выполняется на станке и предназначена для выставочных залов, музеев. Содержанием станковой скульптуры являются портрет, небольшие скульптурные группы, а также скульптура анималистического жанра.

Основной образ в скульптуре — это человек, однако некоторые художники, такие как В. А. Ватагин, И. С. Ефимов, посвятили свое искусство изображению животного мира, считая его не менее интересным и разнообразным.

Основными изобразительными средствами скульптуры являются; форма, объем, динамика. Для усиления образа используются дополнительные предметы, раскрывающие глубину сюжета композиции.

К выразительным средствам в скульптуре можно отнести изображение складок одежды, которыми скульптор подчеркивает формы тела изображаемой фигуры, придавая фигуре динамику, делают ее стремительной или, наоборот, спокойной.

Произведения скульптуры создаются из разных материалов: камня, теста, дерева, металла, стекла, терракоты (обожженная глина). Скульптуру, выполненную из твердого материала, называют ваянием, из мягкого- лепкой.

В станковой скульптуре закон контрастов сказывается, в первую очередь, в характере пластической трактовки основных объемов, в лепке подчиненных им деталей. Поскольку круглая скульптура как самостоятельное произведение рассчитана на обзор со всех сторон, то по ходу обзора она оказывается, в различных световых условиях и с каждой зрительной позиции будет выглядеть несколько по-иному. Ваятелю особенно важно проверить целостность круглой скульптуры по контурам, по силуэту в различных положениях, по отношению к себе как к зрителю.

Выразительность произведения пластического искусства придают контрасты. В станковой скульптуре главными контрастами являются светотеневые, которые способны выявить форму, объединить детали.

Станковая скульптура не носит чисто декоративного характера, ее композиция строится с таким расчетом, чтобы главным в ней была основная форма, выражающая эмоциональное состояние модели. Для этого нужно знать духовный мир героя скульптурной композиции.

Значительное влияние оказывает на всю творческую работу художника - скульптора обозреваемость со всех сторон. Строя композицию портрета скульптор как бы предвидит отклик зрителя на выразительность "большой" формы и согласованных с ней деталей. Яркими примерами такого подхода к решению задач скульптурного портрета на наш взгляд явились "Портрет Ф. М. Достоевского" С. Т. Коненкова (1933г.), "Портрет А. Н. Крылова" В. И. Мухиной (1945г.).

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Изучение эффективности проведенной работы по формированию патриотизма и гражданственности школьников среднего звена
После проведения системы занятий, направленных на формирование патриотизма и гражданственности школьников, был проведен контрольный эксперимент, цель которого – выявление итогового уровня сформированности патриотизма и гражданственности шестиклассников. Результаты контрольного эксперимента представ ...

Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во­просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест­вует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с са­мого р ...

Технология формирования опыта
Поставленные задачи решаются в форме занятий с использованием различных методов, таких, как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматриванием рисунков и фотографий, рассказы детей (описательные, из опыта и т.д.), беседы, обсуждения. Охаракт ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru