Опираясь на мнение педагога Ермонской В. В., не мало важным остается в композиции декоративное и художественное оформление интерьера и экстерьера, в свою очередь рельеф является видом изобразительного искусства и в частности скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Рельеф выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф, таким образом, противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из теста, камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки. В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы на фронтонах, фризах и плитах.
В архитектонике данного вида изобразительного искусства, имеются виды рельефа, расписывающиеся при его создании, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
Горельеф (фр. haut-relief — высокий рельеф) —имеет выпуклое изображение и выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Наиболее известным примером горельефа в период античности — Пергамский алтарь. Горельефы часто используют для украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий. Они позволяют отобразить многофигурные сцены и пейзажи,
Рельеф строится по тем же композиционным законам, что и круглая скульптура, он имеет свои отличительные особенности: во-первых, третье измерение, глубина в рельефе всегда дается в сокращенном виде; во-вторых, в зависимости от назначения рельеф бывает более или менее плоским- барельеф или выпуклым, высоким- горельеф. Скульптурное изображение, рассматриваемое с большого расстояния, лепится в горельефе. Небольшой по размеру рельеф выполняется в барельефе.
Как правило, горельеф связан с архитектурой, и в силу этого его размер и композиция во многом предопределяются характером архитектуры, назначением здания, высотой, возможностями обозрения на расстоянии. Рельефу доступны бытовой и исторический жанры, частично пейзажный в виде фона. В качестве исторической композиции можно привести горельеф Ф. Рюда "Марсельеза" (1833-1836 гг.) или "Песня отправления в поход" (1852 г.) для арки Победы на Площади Звезды в Париже. Помимо многих других композиционно-пластических достоинств, в горельефе Ф. Рюда точно найдена мера отрыва выступающих объемов от плоскости и сохранено их единство с фоном, с динамичной композицией.
Особая разновидность рельефа — медальное искусство. В плоском рельефе медали сокращение объема зачастую делается не по законам перспективы, а по законам светотени при хорошо найденных очертаниях предмета и его места в композиции.
Отмечая закономерности нашего зрения и особенности построения рельефа М. Г. Манизер писал: "Посмотрите на не очень удаленный предмет сначала одним глазом, а затем двумя, и вы убедитесь, насколько второй стереоскопический взгляд дает больше для понимания пространственного построения формы, чем первый… Как легко убедиться, для рассмотрения предмета вблизи нам приходится в большей степени сводить зрительные оси, чем при рассмотрении его вдали. В первом случае, то есть в лепке плоского рельефа небольшого размера, сведение и разведение осей для определения глубинной меры более ощутимы, чем во втором случае — лепке рельефа выпуклого и рассматриваемого издали. Отсюда и вытекает необходимость делать медали площе, чем ту же композицию в большом размере. Последнюю нужно делать по ее глубинной мере значительно большей" .
Известно, что главенствующее положение в пластическом искусстве занимает человек, и это обязывает ваятеля с максимальным вниманием относиться к отбору и изучению натуры, к средствам материализации в скульптурной композиции ее "человеческого" содержания — будет ли оно сугубо современным, мифологическим или аллегорическим. Классический пример очеловечивания образов Богов и героев античной мифологии представляет фриз алтаря Зевса в Пергаме "Гигантомахия" (II век до н. э.). В этом грандиозном горельефе изображена битва богов Олимпа с восставшими против них гигантами — сыновьями богини земли Геи.
Мы обратили наше внимание и на творческие подходы художников работающих в народных промыслах. Нам были очень важны творческие идеи, поиски, технологии работы художников нетрадиционными скульптурными материалами.
А.И. Деньшин (1893-1948) был первооткрывателем, собирателем, организатором, популяризатором и художественным руководителем дымковского промысла. В 20-30-х годах XX века он руководил игрушечным Отделом Вятских художественно-промышленных мастерских, преподавал в художественно-промышленном техникуме, работал в Вятском филиале научно-экспериментального института игрушки при Наркомпросе РСФСР, писал декорации к спектаклям о вятских кустарях, коллекционировал кустарные изделия. В 1945 году А.И. Деньшин написал обобщающий труд "Дымковская народная глиняная игрушка: её история, происхождение, мастера и значение", в которой перечисляет историю развития, материалы: краски, используемые дымковскими мастерицами в начале XX века. Дымковские фигурки делились на три размера: 15—18 см, 10-12 см, 8-9 см. Мастерицы чаще всего работали в каком-то одном излюбленном размере.
Статьи по теме:
Принципы коллективного способа обучения
Согласно теории Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть заложены следующие восемь принципов: Завершенность: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий; Интернационализм: обучение должно происходить на языках, представ ...
Различная техника выполнения пейзажной живописи
Техника рисования прозрачными красками Очень сильно разбавленный слой краски наносится на сухую бумагу. Он может накладываться как одним, так и разными цветовыми тонами, следующими друг за другом. Если вы работаете с прозрачными слоями разных тонов краски, то возникает так называемое "оптическ ...
Моделирование кружковых занятий, обеспечивающих воспитание и развитие
самостоятельности учащихся
Модель № 1. Тема урока: Складывание оригами на свободную тему. ОЦ: Через организацию урока обеспечить усвоение способов складывания игрушки оригами. ВЦ: Воспитывать самостоятельность. РЦ: Развивать память, мышление, ловкость. Содержание урока. I. Постановка целей и сообщение темы урока. 1.1. Сегодн ...