Настя Б. имееторганическую открытую ринолалию, как следствие врожденного дефекта неба – расщелины, в результате чего возникает специфический нозальный акустический эффект. Ребенку доступны только элементарные, недифференцированные движения языка. Нарушено взаимодействие артикуляционной мимической мускулатуры: измененные движения лицевых мышц в процессе артикуляции, наличие синкинезий. Страдает снижением слуха, в связи с частыми простудами, насморками, воспалениями евстахиевой трубы, ведущими к заболеваниям уха. Наиболее дефектны гласные звуки, артикуляция согласных сдвигается кзади, звуки искажаются, приобретают хрипловатый оттенок. Характерно большое количество замен звуков, причем звуки-субституты также являются искаженными. Нарушены согласные звуки, требующие наиболее высокого ротового давления – диагноз органическая открытая ринолалия, ФФНР.
Таким образом, у большинства детей преобладает межзубное, боковое произношение свистящих и шипящих в сочетании с горловым произношением звука р. Спастическое напряжение средней спинки языка делает всю речь Марины У. смягченной. При спастичности голосовых связок наблюдается дефект озвончения (Карина Н.), а при их паретичности — дефект оглушения (Николай С.). Шипящие звуки при дизартрической симптоматике формируются в более простом нижнем варианте произношения (Карина Н.). Наблюдались не только фонетические, но и дыхательные, просодические нарушения речи.
Исследование было направлено на изучение развития фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи.
Целью исследования являлось диагностика фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи. Исследование состоит из четырех глав, каждой из которых решаются сформулированные задачи.
В первой главе «К вопросу изучения формирования фонематических процессов» анализируется психолингвистическая, педагогическая, психологическая и логопедическая литература по проблеме исследования. Изучены работы таких авторов как А.Р. Лурия, А.Н. Гвоздёв, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Т.Б. Филичева, Лалаева Р.И., Тищенко В.В., Ермаковой И.И. и других.
Анализ литературных данных показал, что фонематический слух является одним из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов. В работах всех исследователей речи подчёркивается, что восприятие и понимание образует единый процесс. Смысловое восприятие, включая в себя осмысление и предполагая работу памяти, является сложной перцептивно - мыслительно - мнемической деятельностью.
Во второй главе представлены организация, содержание методик исследования фонематической системы, характеристика детей экспериментальной группы.
Методики исследования разработана на основе существующих методик обследования детей с нарушениями речи таких авторов как Волкова Г.А., Лопатина Л.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Серебрякова Н.В, Лалаева Р.И., Тищенко В.В., Ермаковой И.И
Предложенные методики исследования включали следующие разделы:
1. Исследование слухового внимания и восприятия.
Исследование характера произношения.
Исследование сформированности слухо - произносительной дифференциации звуков речи.
Исследование фонематического анализа.
Исследование фонематического синтеза.
Исследование фонематических представлений.
По результатам исследования мы выяснили, что Марина У. имеет лёгкую степень дислалии без ФФНР, Николай С. - тяжёлую степень дислалии с ФФНР; Карина Н. - ФФНР, дизартрия; Настя Б. имеет органическую открытую ринолалию, как следствие врожденного дефекта неба – расщелины, ФФНР.
Основываясь на анализе исследования, были определенны направления коллективной работы. При разработке данной методики коррекционного обучения по формированию фонематической системы использованы приёмы, методы и системы обучения, описанные в работах В.К. Орфинской, Д.Б. Эльконина, Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой, Г.А. Каше, И.А. Смирновой, Т.Б. Филичевой.
Материал располагается так, чтобы одновременно был пригоден для решения всех поставленных задач, т.е. чтобы в процессе развития звукопроизношения одновременно и на том же другом звуковом материале проводить упражнения, направленные на анализ и синтез звукового состава слова. Учитывая специфику речевых нарушений у детей с нарушением произносительной стороны речи, в системе обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи, массаж, дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н., игры и стихотворения. Кроме того, в системе обучения предусмотрены упражнения для развития неречевых психических процессов - мышление, внимания, памяти.
Статьи по теме:
Психолого-педагогическое изучение детей с
нарушениями слуха
Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями слуха - неслышащих (глухих), слабослышащих - сопровождается целым рядом трудностей, связанных со специфическими особенностями их психического развития. Непонимание ребенком обращенной к нему речи, отсутствие речи или ее неразборчивость ослож ...
Психолого-педагогическое изучение дошкольников с
недостатками слуха
На заседаниях психолого-педагогической комиссии проводится всестороннее обследование детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. Первоначально комиссия рассматривает необходимую документацию: выписку из истории развитияребенка, предварительные диагнозы и заключения специалистов, перви ...
Умение осуществлять поиск необходимой
информации как одно из универсальных учебных действий
Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает сведения, разъяснения, изложение. Несмотря на широкое распространение этого термина, понятие информации является одним из самых дискуссионных в науке. Попыток дать наиболее общее и емкое определение категории информации б ...