Коррекция фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Аналитическое образование » Развитие фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи » Коррекция фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Страница 3

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

На начальных этапах предусматривается работа по нормализации моторики артикуляторного аппарата - логопедический массаж, логопедическая гимнастика. Обязательна работа по укреплению голоса и дыхания. Обязательным элементом логопедической работы является развитие мелкой моторики рук.

Таким образом, людям (педагогам, логопедам и родителям), работающим с детьми, имеющими нарушения произносительной стороны речи, рекомендуем следующие коррекционные мероприятия:

1.Основное внимание логопеда должно быть направлено на развитие подвижности артикуляционного аппарата.

2.Учитывать личностные особенности детей.

3.Сочетать дифференцированный артикуляционный массаж и гимнастику с логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

4. Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.

5.Использовать изложенную выше методику исправления звукопроизношения, но требует больших сроков и последовательного применения системы специальных упражнений, а также работы над речью в целом и над личностью ребенка.

6. Решать задачи логопедического воздействия:

а) преодолеть имеющиеся нарушения речевой моторики;

б) преодолеть, затормозить неправильные речевые навыки;

в) создать взамен их новые – правильные;

г) закрепить новые навыки до степени автоматизации.

7. В логопедической практике использовать несколько видов массажа:

1)дифференцированный (активизирующий или расслабляющий) массаж,

основанный на приемах классического массажа;

2)точечный массаж, т.е. массаж по биологически активным точкам (активизирующий или расслабляющий);

3)массаж с применением специальных приспособлений или «зондовый» массаж (логопедические зонды, шпатель, зубная щетка, игольчатый молоточек, вибромассажер и т.п.);

4)элементы самомассажа;

5) дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой).

Совместная работа логопедов, родителей и педагогов будет успешна.

Наше логопедическое исследование состояло в изучении развития фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи (дислалией, дизартрией, ринолалией), в количестве 4 человек, учащихся МБОУ СОШ №95 г.Ельца, Липецкой области. Методики исследования разработаны на основе существующих методик обследования детей с нарушениями речи таких авторов как Волкова Г.А., Лопатина Л.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Серебрякова Н.В., Лалаева Р.И., Тищенко В.В., Ермаковой И.И

Этапы логопедического обследования были следующими:

а) динамическое обследование (уточнение состояния фонематического слуха, высших психических функций, отграничение дислалии от других видов нарушений);

б) установление контакта (формирование осознанного желания обучаться, усвоение правил поведения на занятиях…);

в) составление индивидуального перспективного плана занятий, определение последовательности в исправлении звуков, определение последовательной и параллельной работы над звуками.

По результатам исследования мы выяснили, что девочка с дислалией Марина У. превосходно справилась с заданиями по проверке фонематических процессов, имеет лёгкую степень дислалии без ФФНР. Результаты обследования Николай С. показали, что при проверке фонематических процессов, было допущено много ошибок, характерных для тяжёлой степени дислалии с ФФНР.

Ребенка (Карина Н.), имеющего дизартрию, выдавал «диагноз на лице», который виден визуально, без специального обследования. Прежде всего, это маловыразительная мимика, лицо амимично, наблюдалась сглаженность носогубных складок, рот часто приоткрыт из-за пареза круговой мышцы, дискоординация общей моторики, ручного и орального праксиса, в результате — смазанность произношения. Для неё была характерна быстрая утомляемость, истощаемость нервной системы, низкая работоспособность, нарушение внимания и памяти. Характер речевых расстройств находился в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции – диагноз ФФНР, дизартрия.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Прием – сообщение учащимся биографии автора
Биография писателя, поэта неразделимо связана с его творчеством. Биография детского писателя – вдвойне. Человеку, пишущему о детях и для детей, очень трудно абстрагироваться от собственного, детского опыта жизни, детских переживаний. Здесь уместно вспомнить драматурга А. Володина, сказавшего, что п ...

Российский и зарубежный опыт
В Германии осуществляется дуальная система организации обучения по рабочей профессии – теоретическая часть осваивается в училище, а производственное обучение на заводе, причем немцы смогли в условиях производственного предприятия почти полностью совместить производственное обучение с производительн ...

Дидактические игры и упражнения, и их значение
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком. Много таких дидактических игр представлен ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru