Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.
На начальных этапах предусматривается работа по нормализации моторики артикуляторного аппарата - логопедический массаж, логопедическая гимнастика. Обязательна работа по укреплению голоса и дыхания. Обязательным элементом логопедической работы является развитие мелкой моторики рук.
Таким образом, людям (педагогам, логопедам и родителям), работающим с детьми, имеющими нарушения произносительной стороны речи, рекомендуем следующие коррекционные мероприятия:
1.Основное внимание логопеда должно быть направлено на развитие подвижности артикуляционного аппарата.
2.Учитывать личностные особенности детей.
3.Сочетать дифференцированный артикуляционный массаж и гимнастику с логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.
4. Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.
5.Использовать изложенную выше методику исправления звукопроизношения, но требует больших сроков и последовательного применения системы специальных упражнений, а также работы над речью в целом и над личностью ребенка.
6. Решать задачи логопедического воздействия:
а) преодолеть имеющиеся нарушения речевой моторики;
б) преодолеть, затормозить неправильные речевые навыки;
в) создать взамен их новые – правильные;
г) закрепить новые навыки до степени автоматизации.
7. В логопедической практике использовать несколько видов массажа:
1)дифференцированный (активизирующий или расслабляющий) массаж,
основанный на приемах классического массажа;
2)точечный массаж, т.е. массаж по биологически активным точкам (активизирующий или расслабляющий);
3)массаж с применением специальных приспособлений или «зондовый» массаж (логопедические зонды, шпатель, зубная щетка, игольчатый молоточек, вибромассажер и т.п.);
4)элементы самомассажа;
5) дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой).
Совместная работа логопедов, родителей и педагогов будет успешна.
Наше логопедическое исследование состояло в изучении развития фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи (дислалией, дизартрией, ринолалией), в количестве 4 человек, учащихся МБОУ СОШ №95 г.Ельца, Липецкой области. Методики исследования разработаны на основе существующих методик обследования детей с нарушениями речи таких авторов как Волкова Г.А., Лопатина Л.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Серебрякова Н.В., Лалаева Р.И., Тищенко В.В., Ермаковой И.И
Этапы логопедического обследования были следующими:
а) динамическое обследование (уточнение состояния фонематического слуха, высших психических функций, отграничение дислалии от других видов нарушений);
б) установление контакта (формирование осознанного желания обучаться, усвоение правил поведения на занятиях…);
в) составление индивидуального перспективного плана занятий, определение последовательности в исправлении звуков, определение последовательной и параллельной работы над звуками.
По результатам исследования мы выяснили, что девочка с дислалией Марина У. превосходно справилась с заданиями по проверке фонематических процессов, имеет лёгкую степень дислалии без ФФНР. Результаты обследования Николай С. показали, что при проверке фонематических процессов, было допущено много ошибок, характерных для тяжёлой степени дислалии с ФФНР.
Ребенка (Карина Н.), имеющего дизартрию, выдавал «диагноз на лице», который виден визуально, без специального обследования. Прежде всего, это маловыразительная мимика, лицо амимично, наблюдалась сглаженность носогубных складок, рот часто приоткрыт из-за пареза круговой мышцы, дискоординация общей моторики, ручного и орального праксиса, в результате — смазанность произношения. Для неё была характерна быстрая утомляемость, истощаемость нервной системы, низкая работоспособность, нарушение внимания и памяти. Характер речевых расстройств находился в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции – диагноз ФФНР, дизартрия.
Статьи по теме:
Типология учебных фильмов
Поскольку по дидактическим целям и возможностям эти аудиовизуальные средства обучения практически одинаковы, а различаются они лишь по техническим носителям, то целесообразно их рассматривать как единое понятие - учебные кино- и видеофильмы. К тому же учебное кино за последние годы почти полностью ...
Интерпретация полученных данных
1. Методика самооценки личности» С. А. Будасси. Порядок исследования: Испытуемый внимательно просматривает список слов, характеризующих отдельные качества личности. На основе предложенного списка респондент выписывает во вторую колонку таблицы 20 значимых свойств личности, из которых 10 описывают и ...
Повышение нормативно-правовой компетентности педагога как условие достижения
качества дошкольного образования
Одной из задач Национальной доктрины образования в Российской Федерации является: систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий. Одним из оснований обновления содержания образования выступает ориентация педагогов ...