Модели личностно-ориентированной педагогики

Страница 2

В личностно-ориентированной педагогике акцент делается на развитии личностного отношения к миру, деятельности, себе. Это предполагает не просто активность и самостоятельность, но обязательно субъективную активность и самостоятельность. Если в субъектной педагогике учащийся выступает как бы проводником идей учителя, то в личностной - он творец и создатель себя и собственной деятельности. Его действия в этом случае выступают как то, что должно подвергнуться экспертизе не столько в плане верификации, сколько на легитимность и достоверность личностной позиции.

Смысл деятельности, иерархия оценок, развитие рефлексии, самостоятельности как субъективного образования (наличие личной позиции) и т.д. являются главными ориентирами личностно-ориентированного образования. Только в личностной педагогике, по мнению В.А. Петровского появляется "надситуативная активность", в субъектной педагогике вершина творчества - "перенос" усвоенного знания в новую ситуацию.

Культурологические системы образования в своей основе имеют некоторые мировоззренческие или достаточно общие конкретно-научные представления о сущности человека и особенностях вхождения его в культуру.

Инструментальные системы в своей основе, как правило, имеют тот или иной конкретный метод (в предельно широком понимании этого термина), найденный в практике и составляющий основу определенной педагогической технологии.

Условно некоторые из педагогических систем в отечественной педагогике, на наш взгляд, можно разделить на четыре группы, основаниями для выделения которых служат, с одной стороны, их ориентированность на личностную или субъектную педагогику, а с другой стороны - уровень их методологической проработанности: культурологический или инструментальный. Типологически это представлено в таблице 1.

Таблица 1. Типология основных педагогических систем.

Системы

Культурологические

Инструментальные

Личностно-ориентированные

Ш.А.Амонашвили В.С.Библер

Л.В.Занков

Субъектно-ориетированные.

Д.Б.Эльконин

В.В.Давыдов

В.Ф. Шаталов С.Н. Лысенкова Е.Н. Ильин, В.Г. Хазанкин, И.П. Волков и др.; ТРИЗ; П.Я. Гальперин-Н.Ф. Талызина

Отнесение какой-либо педагогической системы или подхода к определенному типу носит условный характер и выполняет лишь роль ориентировочной основы в понимании современных систем обучения и вычленении специфики личностно-ориентированных педагогических систем. С этой точки зрения специфика личностно-ориентированного обучения - в нацеленности данного типа обучения на создание условий для учащихся, в которых они имеют возможность создавать себя, осуществляя акт культурного утверждения себя в мире. Технологически - это школа диалога личностей, за каждой из которых стоит определенная культура (и в этом смысле это, одновременно, и школа диалога культур в широком смысле этого понятия). Психологически это означает, что личностно-ориентированное обучение в качестве "своего" результата имеет сформированность у ученика: самостоятельности в суждениях, внутреннюю независимость, самоконтроль, способность к рефлексии и др., т.е. качества, которые характеризуют активность личности по организации "своей жизнедеятельности". Именно на этом уровне "стирается" грань между обучением и воспитанием: речь идет о формировании качеств свободной личности, ее духовном развитии, где уже совершенно определенно можно говорить об отсутствии каких-либо образцов и эталонов для заучивания. Другими словами, личностно-ориентированное воспитание и личностно-ориентированное обучение по мнению Е.В. Бондаревской имеют общие цели, общие методологические основания, общие принципы. Их различие обнаруживает себя лишь на уровне содержания и конкретных технологий.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Роль самостоятельной работы учащихся на уроке
Самостоятельная работа на уроках занимает в среднем 4,7 минуты. Ее характер в основном является репродуктивным (по образцу). Перенос знаний в новые условия наблюдается лишь на третьей части урока. Работой с книгой учащиеся заняты не более 4 минут. Самостоятельная работа – это работа, «совершаемая с ...

Выявление степени изученности лингвистических терминов учащимися экспериментального класса
С целью проверки положений, изложенных в теоретической части исследования, была проведена опытно – экспериментальная работа. Экспериментальной базой исследования была МОУ СОШ № 34 г. Тула, 3 «Б» класс. Учебник русского языка по программе М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». Целью опытно - экспе ...

Характеристика применяемых психодиагностических методик
1. «Методика самооценки личности» С. А. Будасси. Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Назначение методики: выявить количественное выражение уровня самооценки. Оборудование: с ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru