Рефлексия рассматривается как деятельность по освоению оснований собственной деятельности. Персонализация связана с выявлениями публикацией экзистенциальной сущности человека. Стереотипизация как механизм обеспечивает сравнение и вписывание личности в общепринятые (или общие) нормы и способы поведения и деятельности.
Собственно педагогический подход к использованию разработанной Н.А. Алексеевым модели личностных механизмов заключается в том, что рассматриваемые в модели механизмы позволяют уточнить возможные основания классификации учебных предметов в контексте организации личностно-ориентированного обучения. Так, в отличие от традиционного деления предметов на естественно - научные, физико-математические и гуманитарные в настоящей работе предлагается классификация, основанная на таком критерии, как "способ подачи - оспособление", т.е. в основании мы попытались отразить единство и взаимообусловленность дидактического препарирования учебного материала и особенностей его освоения учащимся.
Оказалось возможным выделить три группы предметов, которые условно можно обозначить как структурно-ориентированные, позиционно ориентированные, смысло-ориентированные. Названия достаточно условные и номинальные, не претендующие на логическую строгость. В педагогике предпринимались попытки аналогичной классификации учебных предметов в работах В.В. Краевского, И.Я. Лернера, В.С. Цетлин, где выделялись предметы, в которых учащиеся осваивают основы наук, определенные области человеческой деятельности или приобретают опыт эмоционально-оценочного отношения к действительности.
Общее психолого-педагогическое содержание каждой группы предметов заключается в преимущественной ориентации на возможности этого знания быть представленным именно таким образом и наличие таких личностных механизмов у ученика, которые бы "резонировали" учебному материалу и деятельности по его поводу.
Предложенная группировка учебных предметов задает определенный контекст организации обучения, его комплексно-методического оснащения и психологические акценты, которые более точно реализуют идею личностно-ориентированного обучения.
Так, смысло-ориентированный способ организации обучения предполагает создание условий для вчувствования, проживания, переживания, т.е. тех условий, системообразующим фактором для которых выступает механизм персонализации ("я – в мире"). М.В. Кларин считает, что по методу организации учебной деятельности это эмоционально-личностный поиск смыслов, выработка и проживание ценностных отношений.
Группу смысло-ориентированных предметов составляют все предметы искусства (включая музыку) и литература. Со стороны субъекта учения освоение предметов данной группы, как считает Ф.Е. Василюк, предполагает вчувствование, вживание в предмет, переживание ситуации, причем, с акцентом не столько ощутить, например, автора, сколько через него ощутить себя.
К предметам, освоение которых строится на структурно-ориентированной основе (под последним Н.А. Алексеев подразумевает "возможность жестко и однозначно - для учебного (!) предмета - задать схематизм его организации, связанный, как правило, с аксиоматикой, типичные алгоритмы его презентации и освоения"), относятся не только математика, физика, но и химия, география, биология и др., которые по традиционной классификации относятся к другой группе предметов
Освоение блока аксиоматических дисциплин предполагает создание условий для развертывания логики, рефлексии, отражения по типу "мир-во мне". Системообразующим фактором в данном случае выступает механизм рефлексии. Психологически и методически акцент делается на интериоризации, тогда как в первом случае - на экстериоризации. По методу организации учебной деятельности, как считает В.В. Давыдов, это "квазиисследовательский" поиск "нового" знания.
К предметам группы "позиционно-ориентированных" относятся история, родной, иностранный язык, юриспруденция и др., т.е. предметы, которые "приемлют" в своем изложении многозначность позиций, неоднозначность трактовок, определенную "размытость" утверждений и объемов используемых понятий и др. По методу организации учебной деятельности (по определениию М.В. Кларина) это коммуникативно-диалоговый и моделирующий поиск инструментальных ориентиров к имитируемой реальности.
Предложенная А. Н. Алексеевым общая модель софункционирования личностных механизмов оказалась весьма конструктивной не только для "личностной" классификации учебных предметов, но и для уточнения параметров личностной развитости и целевых ориентиров при организации личностно-ориентированного обучения.
Так, параметрическое описание рефлексии вполне обоснованно может быть осуществлено в терминах самостоятельности, способности к содержательному анализу, планированию собственной деятельности, осознанности ее оснований. Механизм персонализации предполагает личностное видение ситуации, что параметрически выражается в особенностях иерархизации ценностей, структурности и устойчивости мотивации, ее направленности и т.п. Стереотипизация тесно связана с позиционным определением личностного отношения к ситуации: с точки зрения технологии - это диалог личностей, а параметрически - это описание характера и особенностей общения, способности личности слушать и слышать, уметь принимать иную точку зрения, аргументировать и отстаивать свою, быть критически конструктивной и т.д.
Статьи по теме:
Клиническая характеристика детей с умственной отсталостью младшего
школьного возраста
Понятие умственной отсталости Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Большинство среди умственн ...
Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет
Игра «Овощной магазин». Дидактическая задача. Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов. Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей. Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика. ...
План модернизации общего образования Московской области
Современное образование немыслимо без инновационных процессов, которые, по мнению ряда исследователей, являются одной из его важнейших характеристик. В программных документах, раскрывающих суть новой образовательной политики России (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г ...