Сущностная характеристика понятия межкультурной компетенции

Аналитическое образование » Методика использования учебных видеофильмов на уроках английского языка » Сущностная характеристика понятия межкультурной компетенции

Страница 4

Возможность для школьников общаться с зарубежными сверстниками повышает мотивацию, расширяет их кругозор. Бесценной, безусловно, является аутентичность коммуникации. В процессе общения со сверстниками за рубежом вместе с языком усваиваются культурно-этические нормы поведения, свойственные носителям языка (умение внимательно слушать собеседника, быть доброжелательным, тактичным), правила и нормы поведения, принятые в данном обществе.

Большое значение в воспитании детей, в расширение их кругозора приобретают лингвострановедческое направление в преподавании иностранного языка, целью которого является не только научить языку как форме выражения, как средству коммуникации, но и одновременно ознакомить школьников с культурой в том ее виде, как она опосредована языком.

Возможности осуществления данного подхода в значительной степени способствует наличие богатых аутентичных материалов (учебников, видео фильмов, периодической литературы, энциклопедических справочников, создаваемых в странах изучаемого языка), на основе которых осуществляется обучение. Работа с данными материалами предоставляет возможность не только для расширения кругозора школьников за счет познавательной информации, но и для воздействия на интересы, чувства и эмоции (посредством формирования ценностной ориентации, личного отношения к содержанию). Это связано с процессом самовыражения и самопознания, так как предполагает соотнесение извлекаемой информации с собственным жизненным опытом.

Выдвижение в качестве стратегической цели обучения иностранному языку (ИЯ) развития у обучаемых способности к общению на ИЯ на межкультурном уровне в полной мере отражает общую направленность современной школы на личность ученика. Реализация этой цели поможет школьнику найти свое место в современном ему обществе, познакомиться с мировой и национальными культурами. Основанием для этого утверждения служат следующие положения:

1. Способность к общению, которая затрагивает сферу социальных отношений между людьми, самым естественным образом имеет «выход» на личностные качества учеников, позволяющие им успешно взаимодействовать друг с другом, с взрослыми, с различными средствами массовой информации, независимо от того, на каком языке или в какой предметной области это взаимодействие протекает. Следовательно, данная способность, будучи универсальна качеством личности, имеет общепедагогическое звучание и должна выполнять организующую и интегрирующую функцию в школьном образовании, т.е. объединять все учебные предметы в упорядоченную систему.

2. В свою очередь, способность к общению на иностранном языке предполагает развитие у обучаемых определенного комплекса свойств и личностных качеств, благоприятствующих овладению ИЯ и его практическому использованию как средства ознакомления с другой национальной культурой (в широком понимании этого термина) и средства общения с носителями другой культуры. Таким образом, школьник не только овладевает еще одним способом общения, но и приобщается к иному культурному наследию, что формирует его как личность, принадлежащую к определенному языковому и культурному сообществу, а также развивает его общечеловеческое сознание.

3. В отличие от ранее предпринимаемых попыток объединить цели обучения ИЯ и общие задачи образования преимущественно через учебный материал (язык, сведения о культуре), определение в качестве стратегической цели обучения предмету развития у обучаемых способности к общению дает возможность выйти за узкие рамки языковых аспектов обучения в область личностных отношений учащихся друг к другу, к содержанию обучения, к окружающей их действительности, к культуре страны изучаемого языка и др. Это, в свою очередь, создает особое «педагогическое поле» для развития личностных качеств обучаемого, его интеллектуальных и познавательных возможностей, эмоций, готовности к общению в различных видах группового и коллективного взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Процесс решения текстовых задач
Одной из важнейших проблем обучения математике является формирование у учащихся умения решать текстовые задачи. Ответ на требование задачи получается в результате ее решения. Решить задачу в широком смысле этого слова - это, значит, раскрыть связи между данными, указанными условием задачи, и искомы ...

Использование видео в старших классах
Кроме упражнений, где главную роль играет звуковая дорожка, на этом этапе можно использовать видео для изучения различных культурных и социокультурных явлений - видовые фильмы различной тематики для "опознания" культурно, значимых видов и памятников, портретов выдающихся деятелей прошлого ...

Планирование эксперимента и особенности выборки
Процедура исследования проходила в два этапа: Знакомство с классным руководителем и учениками; тестирование; Таким образом, решение задач данного исследования осуществлялась по следующим направлениям: 1. Выявление уровня тревожности школьников. 2. Определение степени развитости логического мышления ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru