Содержание работы по формированию пунктуационных навыков у учащихся начальной школы

Страница 2

В третьем классе (учебник “Русский язык” А.В. Поляковой) продолжается работа по усвоению детьми взаимосвязей между целью, содержанием и формой высказывания. Создание речевых ситуаций: посещение, какого – либо предприятия, выставки и т.д. Придумывание ситуационных игр. Правильное использование игр, слов, интонации, темпа речи, силы, тембра голоса, жестов, мимики. Речевой этикет в ежедневной системе общения.

К концу третьего класса дети должны знать: сложное предложение, союзы в сложных предложениях, прямую речь, знаки препинания в ней. Должны уметь: распознавать виды предложений, ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, а также – в сложных.

Программа “Школа – 2100”. Формирование пунктуационного навыка у учащихся начальной школы по программе “Школа – 2100” идет следующим образом.

В период обучения грамоте (учебник “Моя любимая азбука” Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной) дети знакомятся с постановкой точки, запятой, вопросительных и восклицательных знаков, а также многоточием (что отличает данную программу от традиционной) на практическом уровне, а также с тире, запятой, двоеточием, кавычками при чтении текстов с этими знаками препинания. Особое внимание уделяется выразительному чтению с соблюдением пауз и интонации, соответствующих знакам препинания.

В первом классе дети знакомятся с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией, учатся пунктуационно правильно оформлять предложения на письме (писать первое слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, вопросительный или восклицательный знаки), читать и произносить предложения, тексты с правильной интонацией.

Во втором классе учащиеся знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными; восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях. Знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления, узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без них. Начинают формироваться умения ставить запятые в предложениях с однородными членами. Обращается внимание детей на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно понять написанное, то есть помогают письменному общению. Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

Итак, обучаясь по данной системе, дети знакомятся с употреблением точки, запятой, восклицательным и вопросительным знаками, а также узнают несколько случаев постановки запятой на основе смысла предложений, их интонации и понимания их структуры. Но в своей практике дети нуждаются в знании правил оформления прямой речи (кавычки, тире), нередко они пользуются двоеточием, многоточием реже скобками, точкой с запятой. Со всеми знаками они встречаются в процессе чтения книг, и осознание ситуации их употребления идет практически.

Проанализировав программу традиционного общения, программу развивающего обучения и программу “Школа – 2100”, можно сделать вывод, что развитию пунктуационных навыков в них уделяется гораздо меньше внимания, чем развитию орфографического, речевого навыков. Это объясняется тем, что учащиеся начальной школы еще не имеют достаточных грамматических знаний для глубокого знакомства с пунктуацией. Но во всех трех программах заложены основы изучения пунктуации и формирования пунктуационного навыка в средней школе. Уделяется внимание отработке выразительного чтения предложений, разных по цели высказывания и эмоциональной окрашенности, предложений и текстов, в которых встречаются разные знаки препинания. Интересно, что программа “Школа – 2100” предусматривает уже в период обучения грамоте знакомство не только с точкой, запятой, вопросительным и восклицательным знаками (как в традиционной системе обучения), но и с многоточием. Этот знак препинания встречается в ряде текстов, отрабатывается интонация чтения предложений с многоточием на конце.

В системе развивающего обучения дети получают более полное представление о знаках препинания. Так как в этой системе обучение ведется на более высоком теоретическом уровне, программой предусмотрено не только практическое знакомство с классификацией предложений, но и усвоение детьми таких понятий, как “повествовательное”, “побудительное”, “восклицательное” предложения уже в первом классе. В нетрадиционных программах шире круг изучаемых пунктограмм. Если в традиционной системе обучения изучается только две пунктограммы: “Знаки препинания в конце предложения” и “Запятая при однородных членах предложения”, в системе развивающего обучения и в программе “Школа – 2100” к ним добавляются ещё две “Запятая в сложном предложении” и “Знаки препинания при прямой речи”.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Развитие культуры и образования в период феодальной раздробленности и культурной изоляции
В XIV—XV вв. в среде посадского населения Новгорода, Пскова, а затем и Москвы появляются еретические движения, получившие название движения стригольников и жи-довствующих. Основателем первого являлся дьякон Карп, бывший, по-видимому, одновременно цирюльником. О взглядах стригольников можно судить п ...

Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет
Игра «Овощной магазин». Дидактическая задача. Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов. Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей. Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика. ...

Сущность понятия восприятия, художественного восприятия
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить основные подходы к определению понятия восприятия. Так, М.В. Гамезо, В.Г. Казаков, считают что восприятие – это познавательный психологический процесс, в результате которого происходит отражение в сознании человека предметов и явлений п ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru