Организация и методы диагностики нарушений письма у учащихся начальных классов общеобразовательной школы

Аналитическое образование » Коррекция дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у учащихся начальных классов общеобразовательной школы » Организация и методы диагностики нарушений письма у учащихся начальных классов общеобразовательной школы

Страница 1

На современном этапе развития логопедии как науки все большее значение приобретают нейропсихологические методы диагностики речевых нарушений школьников. Комплексное нейропсихологическое обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции. (Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина)

Цель обследования – определение возможных механизмов расстройства письма, выявление структуры дисграфического дефекта, характера и степени выраженности нарушений, составляющих ее компонентов.

Для выявления речевых нарушений младших школьников нами была выбрана диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов, разработанная Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной. Методика носит тестовый характер. Процедура ее проведения и система оценки стандартизованы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также использовать ее для прослеживания динамики речевого развития и эффективности коррекционного воздействия.

Методика состоит из двух разделов. Первый, больший по объему, направлен на исследование особенностей устной речи, второй – на проверку письменной речи.

Первый раздел включает в себя два блока, позволяющих констатировать сформированность экспрессивной и импрессивной речи. Каждый блок в свою очередь подразделяется на серии, а серии – на группы заданий, объединяющих конкретные речевые пробы.

Блок 1, направленный на проверку экспрессивной речи, состоит из 5 серий:

1 серия оценивает преимущественно состояние уровня моторной реализации и включает в себя пробы на проверку артикуляционной моторики, степени сформированности слоговой и звуковой структуры слова, возможности переключения при произнесении цепочек слогов. В рамках этой серии проводится обследование звукопроизношения.

2 серия осуществляет проверку сформированности словообразователь- ных навыков.

3 серия проверяет синтаксис, или возможности грамматического структурирования.

4 серия направлена на обследование состояния связной речи.

5 серия проверяет номинативную функцию речи.

Блок 2 направлен на исследование импрессивной речи, состоит из 3 серий.

1 серия направлена на проверку понимания далеких и близкий по звучанию и значению слов, обозначающих предметы и действия.

2 серия проверяет понимание сложных лексико-грамматических конструкций.

3 серия исследует особенности фонематического восприятия.

Второй раздел методики направлен на проверку письменной речи. Он состоит из 3 серий, которые представлены в вариантах, несколько отличающихся для первоклассников и учащихся 2-3 классов.

1 серия исследует предпосылки письменной речи. Она включает пробы на языковой и звуко-буквенный анализ, предназначенных определить количество слов в предложении, слогов и звуков в слове и т.д.

2 серия направлена на оценку письма. Испытуемым 2-3 классов предлагается небольшой диктант. При анализе результатов учитывается количество дисграфических ошибок и их типы, а также количество не дисграфических ошибок.

3 серия проверяет навыки чтения. Учащимся 2-3 классов предлагается прочесть текст «Как я ловил раков». Учитывается скорость чтения, правильность и понимание прочитанного.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Эвристические методы решения логических задач
Логические задачи являются оптимальным средством развития творческого мышления и эвристической деятельности школьников. Процесс решения логических задач схож с процессом решения настоящих творческих задач в науке и технике и повторяет все этапы творческого мышления. Остановимся подробнее на этих пр ...

Одаренность - как психологический и педагогический феномен
Понимание термина «одаренный» претерпело значительные изменения на протяжении XX столетия. Сначала это понятие относилось только к взрослым, достижения которых считались выдающимися. Затем его стали применять к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи в учении. В групп ...

Классификация видов учебной литературы
Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования. Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий. Методические указания, рекомендации составляют группу учебно-методически ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru