Организация и методы диагностики нарушений письма у учащихся начальных классов общеобразовательной школы

Аналитическое образование » Коррекция дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у учащихся начальных классов общеобразовательной школы » Организация и методы диагностики нарушений письма у учащихся начальных классов общеобразовательной школы

Страница 1

На современном этапе развития логопедии как науки все большее значение приобретают нейропсихологические методы диагностики речевых нарушений школьников. Комплексное нейропсихологическое обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции. (Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина)

Цель обследования – определение возможных механизмов расстройства письма, выявление структуры дисграфического дефекта, характера и степени выраженности нарушений, составляющих ее компонентов.

Для выявления речевых нарушений младших школьников нами была выбрана диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов, разработанная Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной. Методика носит тестовый характер. Процедура ее проведения и система оценки стандартизованы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также использовать ее для прослеживания динамики речевого развития и эффективности коррекционного воздействия.

Методика состоит из двух разделов. Первый, больший по объему, направлен на исследование особенностей устной речи, второй – на проверку письменной речи.

Первый раздел включает в себя два блока, позволяющих констатировать сформированность экспрессивной и импрессивной речи. Каждый блок в свою очередь подразделяется на серии, а серии – на группы заданий, объединяющих конкретные речевые пробы.

Блок 1, направленный на проверку экспрессивной речи, состоит из 5 серий:

1 серия оценивает преимущественно состояние уровня моторной реализации и включает в себя пробы на проверку артикуляционной моторики, степени сформированности слоговой и звуковой структуры слова, возможности переключения при произнесении цепочек слогов. В рамках этой серии проводится обследование звукопроизношения.

2 серия осуществляет проверку сформированности словообразователь- ных навыков.

3 серия проверяет синтаксис, или возможности грамматического структурирования.

4 серия направлена на обследование состояния связной речи.

5 серия проверяет номинативную функцию речи.

Блок 2 направлен на исследование импрессивной речи, состоит из 3 серий.

1 серия направлена на проверку понимания далеких и близкий по звучанию и значению слов, обозначающих предметы и действия.

2 серия проверяет понимание сложных лексико-грамматических конструкций.

3 серия исследует особенности фонематического восприятия.

Второй раздел методики направлен на проверку письменной речи. Он состоит из 3 серий, которые представлены в вариантах, несколько отличающихся для первоклассников и учащихся 2-3 классов.

1 серия исследует предпосылки письменной речи. Она включает пробы на языковой и звуко-буквенный анализ, предназначенных определить количество слов в предложении, слогов и звуков в слове и т.д.

2 серия направлена на оценку письма. Испытуемым 2-3 классов предлагается небольшой диктант. При анализе результатов учитывается количество дисграфических ошибок и их типы, а также количество не дисграфических ошибок.

3 серия проверяет навыки чтения. Учащимся 2-3 классов предлагается прочесть текст «Как я ловил раков». Учитывается скорость чтения, правильность и понимание прочитанного.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Методы диагностики развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Цель исследования: исследование понимания инструкции и цели задания; способность устанавливать опосредованные связи и пользоваться ими при воспроизведении; особенности логической памяти. Характер исследования усложняется тем, что ребенку необходимо сделать самостоятельный выбор средств опосредовани ...

Изучение развития художественного восприятия старших дошкольников
Художественное восприятие существенно отличается не только от перцепции предметов действительности, но и от постижения знаковых предметов, функционирующих в науке. И связано это с практически-действенным характером искусства: ведь как раз в ходе восприятия художественного произведения и протекает д ...

Сущность понятия «речевые умения» их виды
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лекси ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru