Преподаватели средних учебных заведений имели гораздо больше прав и преимуществ, чем учителя народных школ. Их награждали чинами, орденами и денежными выдачами. Директора гимназий по выслуге лет получали чин 5 класса, инспектора гимназий после четырёх лет службы состояли в 6 классе, учителя основ наук — в 8 классе, учителя чистописания и рисования — в 9 классе, помощники классных наставников — в 10 классе.
Преподаватели основных предметов с высшим образованием в среднем и 5-7 раз получали жалование выше, чем учителя народных школ.
Кроме педагогических советов (комитетов), в средних учебных заведениях существовал ряд комиссий, занимавшихся компетенции решением вопросов, называемым ходом учебно-воспитательного процесса. В первое время к числу таких комиссий принадлежали предметные и классные комиссии.
Со второго полугодия 1915-1916 учебного года начали создавать воспитательные комиссии согласно циркулярному распоряжению министра народного просвещения от 19 января 1916 г.
Создание воспитательных комиссий, наряду с организацией родительских комитетов, способствовало сближению школы и семьи, усиливало участие семьи в решении вопросов школьного воспитания, расширяло демократические начала в жизнедеятельности школ.
Новый министр народного просвещения, издав циркуляр от 28 сентября 1915 г. «О мерах к улучшению школьной жизни» и усилив роль педагогических советов, дал им возможность стать «органами подлинной педагогической творческой мысли». Особенно характерен в этом отношении циркуляр от 19 ноября 1916 г. « О предоставлении педагогическим советам средних учебных заведений почина в принятии мероприятий, направленных к улучшению школьной жизни». Этим циркуляром П.Н. Игнатьев предоставил педагогическим советам «широкий почин в изыскании мероприятий, направленных на улучшение школьной жизни», подчёркивая, что «именно педагогическим советам вверяется дело воспитания и обучения в школе». В целях усовершенствования внутреннего строя школьной жизни педагогическим советам вменялось в обязанность «теснейшее общение с учащимися и их родителями».
Последующее расширение прав педагогических советов и установление демократических основ в их деятельности произошло после Февральской революции 1917 г., когда восточносибирская средняя школа получила с изданием восточносибирским округом положения о школьных советах при учебных заведениях права на автономию. Создание школьных советов и автономизации средней школы были связаны не только со школьной политикой Временного правительства, но также и с решением июньского 1917 г. съезда преподавателей средней школы, прошедшего при полной поддержке и активном участии главного инспектора училищ В.Г. Архангельского.
Кроме педагогического персонала, в школьные советы входили представители от городской общественности, родителей учащихся и сами учащиеся.
Ачинская женская гимназия в младших классах перешла на программы высших начальных училищ, а в старших - реального училища, при этом набрав в младшие классы не только девочек, но и мальчиков. Нижнеудинская женская гимназия ввела программы мужской гимназии в первом классе, с тем, чтобы затем полностью перейти на программы мужской гимназии и т.д.
Статьи по теме:
Сущность
понятия «речевые умения» их виды
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лекси ...
Методы диагностики развития речи детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями слуха
Цель исследования: исследование понимания инструкции и цели задания; способность устанавливать опосредованные связи и пользоваться ими при воспроизведении; особенности логической памяти. Характер исследования усложняется тем, что ребенку необходимо сделать самостоятельный выбор средств опосредовани ...
Основы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонение в
поведении
Коррекционная работа с детьми имеет свою специфику, так как проблемы имеют подчас менее длительную историю развития в силу относительно малого количества прожитых лет; к тому же развивающийся организм, личность ребенка имеют массу компенсаторных, адаптивных возможностей, что позволяет более гибко п ...