Методическое изучение темы

Страница 17

Если домовой-дворовый без видимых причин начинает проказить, причиняя постоянные беспокойства, убытки в хозяйстве, к нему принимают решительные меры и вступают с ним в открытую борьбу. Например, тычут навозными вилами в нижние бревна двора с приговором: «Вот тебе, вот тебе, за то-то и вот это».

Праздничный стол

После того как дом был освящен, батюшку оставляли на новоселье, созывали гостей. Гости несли с собой хлеб и полную солонку соли — пожелание обилия и благополучия в доме (раньше, бывало, на праздничный стол ставили несколько буханок и солонок, чтобы обязательно хватило всем пришедшим). В прошлом веке в городах возникла мода заменять ржаную буханку специальным огромным калачом из сладкого теста, а соль выставлять чисто символически.

Как и при выборе места для строительства дома, снова катали по полукараваи хлеба и смотрели, как они лягут, как хозяевам придется жить на новом месте, счастливо или нет. Приносили с собой рожь, ячмень, овечью шерсть. Зерно высыпали на лавку, а шерсть с мелкими деньгами бросали в печь — к изобилию.

На праздничный стол ставили блюда, имевшие символический смысл: пироги, предвещавшие хорошие отношения с будущими соседями, какое-нибудь блюдо из курицы, например, «богатые» щи на курином бульоне (чтобы денег было — куры не клюют) и т.д.

Начинать пир полагалось с водки (чистой, в знак пожелания хозяевам безоблачной, счастливой жизни на новом месте). Первый тост обязательно поднимался за долгую жизнь хозяина дома (затем за хозяйку, детей, далее — по желанию гостей).

Любопытно, что подарки на новоселье было принято вручать непосредственно перед уходом. Подарок должен быть дорогим, для семейного пользования. Ни в коем случае нельзя было дарить новоселам конверт с деньгами.

Современного обряда новоселья не существует. Единственно — обязательно устраивают веселый праздничный обед сразу после въезда. Новоселам можно подарить, помимо обязательных цветов, что-то для дома: люстры, светильники, вазы для цветов, посуду, кухонную утварь и пр.

- Уходя из нового дома, хорошо сказать, как говаривали в старину: «Мир вашему дому!»

Рождение

Забота о ребенке начиналась задолго до его появления. Испокон веков славяне старались оградить будущих матерей от всевозможных опасностей.

Если муж был в отъезде, молодой женщине советовали подпоясываться его поясом и на ночь укрываться чем-нибудь из его одежды, чтобы «сила» мужа охраняла, оберегала жену.

В последний месяц перед родами беременной не рекомендовалось выходить со двора, а лучше из дома, чтобы домовой и священный огонь очага всегда могли прийти ей на помощь.

Для охраны беременной женщины существовала особая молитва, которую нужно было читать на ночь, чтобы греховные дела, совершенные (даже нечаянно в течение дня, не отразились на вынашиваемом ребенке).

Обязанности беременной

Беременная должна была, соблюдать целый ряд запретов, например, избегать греть на все некрасивое, чтобы у нее родился красивый ребенок; не гладить кошек, собак, свиней — иначе ребенок может родиться немым или долго не будет говорить; не присутствовать при заколе животных — у малыша будет «родимчик» и т.д.

Беременная не должна была также целовать покойника при прощании и провожать его на кладбище.

В период беременности женщина ни в коем случае не могла работать по церковным праздникам — нарушение этого запрета беременной, как считали, неизбежно должно было отразиться на новорожденном.

Распространены были и поверья о возможной порче беременной и похищении или подмене еще не родившегося младенца, для предотвращения чего будущая мать должна была не забывать регулярно креститься и читать молитвы.

Беременная должна была больше употреблять молока, тогда, по поверьям, кожа ребенка будет белой, как молоко; она должна есть красные ягоды (бруснику, клюкву), чтобы младенец был румяным.

Отношение к беременной

Беременная женщина в крестьянской семье пользовалась дополнительным вниманием. Ее освобождали, по возможности, от трудной работы и пытались удовлетворить ее: запросы в пище и питье. Неисполнение ее желаний считалось грехом.

Беременная наделялась способностью заражать окружающих, поэтому ей не следовало посещать чужие семьи, а если она это делала, то только используя специальные меры предосторожности. Ее нельзя было приглашать быть кумой — считалось, если она станет крестной, то ее крестник не будет жить.

С другой стороны, женщина, ждущая ребенка, считалась любимицей богов, способной приносить счастье. Ее охотно приглашали в сады угоститься яблоками: если беременная отведает плода с молодой яблони, впервые принесшей урожай, эта яблоня весь свой век будет обильно плодоносить.

Приметы

Особенно важное значение придавалось определению пола ребенка. От того, родится мальчик или девочка, зависело материальное благополучие крестьянской семьи: с рождением мальчика ожидали помощника, нового хозяина, рождение девочки вело нередко к снижению материального благосостояния — ей нужно было приданое.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22


Статьи по теме:

Основные периоды занятий по физическому воспитанию в СМГ
Занятия со школьниками в СМГ условно делятся на 2 периода: подготовительный и основной. Подготовительный период обычно занимает всю первую четверть. Его задачи: постепенно подготовить сердечно-сосудистую и дыхательную системы и весь организм школьника к выполнению физической нагрузки; воспитать у у ...

Упражнения для сенсорного развития детей 2-3 лет
1. Задания на выполнение предметных действий. 1.1 . Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета. Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, ...

Лингвопсихологическая характеристика грамматических навыков
Основной целью обучения грамматическим навыкам китайского языка в средней школе является формирование у учащихся грамматических речевых навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма. Изучение грамматики состоит из морфологии и синтаксиса. Рассмот ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru