Методическое изучение темы

Страница 22

В русских свадебных обрядах в различных местностях посаженный отец, которым обычно бывал крестный жениха, именовался дружком, или дядькой, которым он часто и являлся. В качестве свата он играл иногда большую, чем родной отец, роль при выборе невесты.

Обычай кумовства долгое время не признавался православной церковью. До конца XV века участие кумовьев в церковном обряде запрещалось. Восприемничествй порождало отношения, подобные родству, — кумовство. Ссору с кумовьями считали особым грехом, женщины боялись показаться перед кумом босыми или простоволосыми. Зато обычно снисходительно относились к близким отношениям между кумом и кумой, их сожительство не считалось особым грехом. Естественно, такая народная практика осуждалась православной церковью как противоречащая религиозной морали. Но народный обычай устойчиво сохранялся, поэтому церковь пошла на уступки и допустила к участию в церковном обряде крещения сначала одного восприемника — крестного отца. И гораздо позднее ввела в обряд крещения крестную мать, первоначально только для девочек. Пол восприемника должен был соответствовать полу крещаемого ребенка.

Обряд крещения

На восьмой день после рождения или ранее — если младенец слаб — совершалось крещение.

Считается, что при крещении происходит отречение от дьявола и всех его дел и при троекратном погружении в освященную воду во имя Отца и Сына и Святого Духа очищение от всех грехов, т.е. наследственного греха (Адамова) и грехов личных. Крещение символизирует рождение для жизни духовной, святой. Православное крещение совершается один раз в жизни. На крещаемого надевают белую рубашку в знак его чистоты душевной. И возлагают на него крест в знак того, что он верует во Христа, за нас распятого на кресте, а еще в знак того, что он в жизни своей должен терпеливо нести свой крест (тяготу житейскую) до могилы.

При мальчике восприемник (крестный отец, или кум) должен быть обязательно православный, а при девочке — православная крестная мать.

Если новорожденный очень слаб, а священник живет в отдалении или находится в отлучке, то ребенок может быть немедленно окрещен всяким православным благочестивым христианином (мужчиной) или христианкой (женщиной). В таких случаях над приготовленной водой прочитываются начальные молитвы и «Верую», а затем ребенок погружается три раза в воду при словах: «Крещается раб Божий (или раба, здесь называется имя), во имя Отца, Аминь (погружают 1-й раз в воду). И Сына, Аминь (2-й раз погружают). И Святого Духа, Аминь (в 3-й раз погружают)». -

Если ребенок погружен, в воду не три раза или если он крещен не во имя Отца и Сына и Святого Духа, — такое крещение считается недействительным, и его нужно повторить.

Если после крещения, совершенного мирянином, слабый младенец остается жив, то священник восполняет такое крещение молитвами и совершением таинства миропомазания.

После крещения совершается таинство миропомазания. Если в таинстве крещения человек рождается для новой жизни. — духовной, то в таинстве миропомазания он получает благодать, укрепляющую силы крещеного человека для прохождения этой новой жизни. Одним словом — в миропомазании дается «все потребное для жизни (христианской) и благочестия».

В первые века христианства апостолы и их преемники — епископы — сообщали эту благодать всем верующим через возложение на них рук. Но когда число христиан значительно возросло, епископ не был в состоянии на каждого христианина лично возлагать руки, поэтому возложение рук заменили миропомазанием. Святое Миро непременно освящается самим епископом (архиереем) (у русских — в Москве и Киеве) в Великий четверг и затем рассылается во все церкви.

Чтобы освятить мысли, чувства и действия крещеного человека, священник помазует Святым Миром лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки и ноги и говорит: «Печать дара Духа Святого».

По совершении миропомазания крещаемый и восприемник с зажженными свечами три раза обходят купель в честь Пресвятой Троицы и в знак духовной радости.

Приобщение к семейному очагу.

По возвращении из церкви после совершения обряда крещения в крестьянской семье совершался другой обряд, уже языческого характера. Это обряд приобщения ребенка к семейному очагу. Младенца клали на лавку под образа на тулуп, как символ богатства, иногда на печь или подносили к челу (наружному отверстию) печи, которая считалась жильем домового — хозяина дома, и обращались к домовому с просьбой принять новорожденного в дом, например, так: «Родной, приходи, дите сприими, в домовине укрепи! Господи, благослови новое чадо в доме видать. Во имя святой Троицы и Миколы Угрд-ника и всех святых. Аминь».

Приметы.

Если младенец во время крещения сжимался, чихал или плакал, то считалось, что он будет жить; если молчал и вытягивался в воде — умрет.

При пострижении волосы ребенка закатывали в воск, бросали в купель и наблюдали: если воск утонет, то ребенок не жилец, если воск плавает, то ребенок будет жить.

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26


Статьи по теме:

Понятие, цели, содержание национальных проектов
Термин национальный проект появился в нашей стране осенью 2005 года. Президент России Владимир Путин выступил с инициативой по реализации в стране четырех национальных проектов – "Современное здравоохранение", "Качественное образование", "Доступное жилье", "Эффект ...

Разработка перечня УПР
Перечень составляется в соответствии с рядом принципов: а). Изготавливаемое изделие должно соответствовать учебным целям и задачам, т.е. при освоении операций учащиеся должны усвоить все приемы, которые предусмотрены учебной программой. Уровень освоения должен быть соответствующим. б). Порядок осва ...

Совокупность упражнений, направленных на усвоение младшими школьниками лингвистических терминов на уроках русского языка
Конечной целью изучения в школе лингвистической терминологии является осознанное ее использование для грамматически правильного и стилистически точного выражения мысли в устной и письменной форме. Но применению знаний необходимо учить, причем учить целенаправленно и систематически. Любое понятие пр ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru