Методическое изучение темы

Страница 23

Крестильный обед

После крестин отца и мать поздравляли с сынком или дочкой, кумовьев — с крестником или крестницей, бабку-повитуху — с новым внуком или внучкой и т.д.

Кума с кумой сажали за стол и угощали приготовленной для них закуской и чаем, а самого виновника торжества свивали и клали к родильнице на расстеленную шерстью вверх шубу, тем самым желая ему богатства. Когда новорожденного крестили, дома, отец угощал священника вместе с кумом и кумой обедом.

Между тем хозяин дома приглашал, кого считал нужным, из своих родных и знакомых «к младенцу на хлеб на соль, кашу есть».

Когда приглашенные собирались, устраивался крестильный обед. Подавались различные кушанья. Сначала подавали холодное: в постный день — обыкновенно сельдь и квас с кислой капустой, а в скоромный — студень и квас с яйцами и мясом. Затем следовали блюда: в постный день - приправленные конопляным маслом щи со снетками; картофельный суп с грибами и лапша; в скоромный же — щи с каким-нибудь мясом, ушник, т.е. суп из потрохов, лапша с курятиной или свининой, лапша молочная.

Какими бы разнообразными ни были блюда на крестильном обеде, обязательно подавали гречневую кашу, перед ней нередко и кашу пшенную.

В заключение обеда бабка клала на стол пирог, ставила в шапке горшок с кашей и на тарелке штоф с водкой; при этом она говорила: «Шапка малахай, а ты, родильница, в год еще натряхай!»

Бабка начинала угощать присутствующих, но те, по обычаю, первую рюмку предлагали угощающей. «Попробуй-ка сама, бабушка! — шутят в ответ на ее угощения хозяин с гостями. - Бог знает, какую ты водку нам подаешь, может, она наговорная!»

Первым после бабки пил отец новорожденного. Для закуски ему она подавала в ложке пересоленную кашу (или смешанную с горчицей, перцем, уксусом и т.п.), приговаривая: «Ешь, отец-родитель, ешь, да будь пожеланней к своему сынку (или своей дочке)!»

«Как тебе сол(о)но, так и жене твоей было сол(о)но рожать!» . «Сол(о)на кашка, и сол(о)но было жене родить, а еще сол(о)ней отцу с матерью достанутся детки после». Затем, бросая кверху оставшуюся в ложке кашу, произносила: «Дай только Бог, чтобы деткам нашим весело жилось и они так же прыгали бы» .

За кашей происходил обмен подарками — кума одаривала кума платком, кум ее ответно - деньгами; деньги и подарки «на зубок».клали на горшок с кашей или на особые тарелки.

За отцом младенца угощались кумовья. «Выкушайте, куманьки дорогие! — говорила им бабка. — С крестницей (или крестником) вас! Как вы видели ее (или его) под крестом, так бы видеть вам ее (или его) и под венцом!»

После кумовьев пили подносимую водку и остальные, сидящие за столом. При этом каждый, не исключая и самого родителя, клал деньги на тарелку — в пользу бабки и на пирог — в пользу родильницы.

Наконец гости благодарили хозяев и, пожелав им всего хорошего, а новорожденному доброго здоровья и многих лет, прощались. Оставались только кум с кумой; им вечером того же дня или утром следующего, чтобы «опохмелиться» после обеда, предлагали закуску. За этой закуской кум получал от кумы «на память» платок, за что он, предварительно вытерши полученным подарком себе губы, целовал куму и одаривал деньгами от 10 до 15 копеек. При прощании кумовья получали от родильницы по нирогу; за который, в свою очередь, давали ей копеек по 15-20 или на такую же сумму каких-нибудь вещей, например: платок, чай, сахар,

Мыло и т.п.

Так заканчивалось празднование по поводу рождения и крещения младенца. Заметим, что крестины отмечались с некоторой торжественностью лишь в том случае, если в крестьянском доме появлялся первый новорожденный, особенно мальчик, и если эта семья жила в достатке. В больших и бедных семьях это событие проходило незаметно.

Православный обряд крещения был не только обрядом приобщения новорожденного к православной вере, но и официальным актом регистрации ребенка.

Одним из первых городов, где появился ритуал имянаречения, был Ленинград. В 1965 году в Ленинграде был открыт дворец «Малютка», специально предназначенный для проведения этого обряда.

Под мелодию песни Дунаевского «Летите, голуби» участники праздника заходили в ритуальный зал. Затем ведущий говорил о том, что Ленинградский городской совет депутатов трудящихся доверил зарегистрировать в Ленинграде нового гражданина СССР в соответствии с Законом Российской Федерации о семье и браке. В честь нового гражданина исполнялся Государственный гимн.

В заключение ритуала родителей поздравляли родные и друзья, вручали им подарки под песню «Пусть всегда будет солнце».

Наречение именем

По церковному уставу имя ребенку нужно было давать на восьмой день после его рождения, однако церковь строго не придерживалась этого правила. Случалось, имя выбиралось и до родов, и в день самих родов.

Наречение именем предоставлялось священнику. Он выбирал имя по святцам в соответствии с чествованием того или иного православного святого, совпадающим с днем крещения ребенка или близким к этому дню. Нарекая именем, священник подносил ребенка к иконе Божьей Матери и крестообразно поднимал его перед иконой, как бы вверяя нового христианина ее покровительству.

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26


Статьи по теме:

Сущностная характеристика понятия межкультурной компетенции
На сегодняшний день общепризнанным является тот факт, что от качества образовательной деятельности, от уровня образованности населения в значительной степени зависит способность страны сохранить свою независимость и быть конкурентоспособной в экономическом, социальном и культурном плане. Как за руб ...

Использование видеокурсов при обучении иностранной речи
Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению аме ...

Рекомендации по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на уроках естественно-географического цикла
Исходя из изученного и представленного в данной работе теоретического материала и результатов диагностики, можно определить ряд рекомендаций для учителя по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на уроках естественно-географического цикла. Повышение мотивации обучени ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru