Методическое изучение темы

Страница 21

Неживуч тот младенец, который родился под исход месяца. У кого голова раздвоенная. У кого рот не цветет, т.е. у кого не бывает болезни молочницы, при которой на кончике языка, губах и небе появляется белое творожистое вещество. Тот, кто с первого же дня после рождения удивляет окружающих своей смышленостью. Тот, у кого в день его родин случается какая-нибудь потеря, убыток в доме, или когда отдадут в другой дом какую-нибудь вещь насовсем или взаймы. Тот, у которого вместе с его крестинами в церкви бывают похороны и когда его волосы, срезанные священником и закатанные в воск кумом, не плавают по воде купели, а тонут.

Крещение

Желая приобщить новорожденного к христианской вере, родители несли его в церковь, где священник крестил его, опуская в купель с водой. При этом нарекалось его имя.

Опасаясь воздействия нечистой силы (вера в сглаз и т.п.), люди стремились окрестить ребенка как можно скорее. Среди крестьян ходили многочисленные рассказы о несчастной участи душ детей, умерших некрещеными и не имеющих вследствие этого покоя. Успокоить их можно было, лишь дав имя. А хоронили таких детей на перекрестках дорог, где их могли «крестить» прохожие.

Перед уходом в церковь для совершения обряда крещения повивальная бабка производила над ребенком ряд магических действий: купала его в корыте, наполненном проточной водой, сопровождая омовение произнесением заговоров. Затем она одевала ребенка в разрезанную отцовскую или материнскую рубаху (в соответствии с полом младенца) и, поднеся к отцу для благословения, передавала ребенка куму, если это был мальчик, или куме, если это была девочка.

Обычаи, похожие на наше крещение, существовали и у других неправославных народов. Отец — глава семьи — торжественно выносил новорожденного и показывал его Небу и восходящему Солнцу, Огню очага, растущему Месяцу, прикладывал к Земле-Матери и, наконец, окунал в Воду или обрызгивал ею, если было холодно. Таким образом, малыша «представляли» всем Божествам Вселенной, всем ее стихиям.

Организация крещения

Зажиточные отцы приглашали священника к себе в дом; у большинства других бабки приносили новорожденных в церковь в любое время года, в ближайшие после родов воскресные дни. При крещении родители редко просили священников дать то или другое имя ребенку; обычно священник давал ребенку имя святого, намять которого празднуется в день крещения или ближайший к нему.

Для обряда крещения приглашали кумовьев.

Приглашение восприемников совершалось отцом новорожденного. Придя в дом будущего кума, он кланялся ему и обращался с просьбой стать крестным (или крестной). «Пойди введи младенца в православную веру», — обычно с такими словами обращался отец ребенка к мужчине или женщине, приглашая их в кумовья. Далее следовало угощение прибывшего, причем отец ребенка предлагал от себя водку и какие-либо лакомства.

Кум и кума

Главные действующие лица при крещении — крестные родители, или восприемники (то есть принимающие ребенка из купели), в народе они именовались кумом и кумой. К восприемникам церковь, как правило, предъявляет высокие требования: они должны быть благонравными, проявлять усердие в делах церкви, знать молитвы, регулярно говеть, исповедоваться, причащаться.

В народе восприемники считались вторыми родителями ребенка, его опекунами и покровителями. В них часто выбирали кого-либо из родственников — взрослых, уважаемых и состоятельных. Приглашение в крестные считалось честью, и отказ от кумовства оценивался как грех. Те семьи, в которых дети часто умирали, приглашали в кумовья первого встречного, считая, что его счастье перейдет новорожденному. В большие семьи, где дети рождались ежегодно, а также в бедные семьи в кумовья шли неохотно, так как на крестинах не было хорошего угощения. Поэтому обязанности восприемника нередко исполнялись членами этой же семьи.

Любопытно, что еще в языческие времена существовал обычай иметь вторых родителей. Долгое время считалось, что, например, вторым отцом являлся дядя со стороны матери, и именно ему переходили функции отца и воспитателя в случае смерти настоящего отца.

Восприемники несли иногда весьма значительные расходы. Кум покупал крест, расплачивался со священником, кума должна была принести ребенку рубашку и несколько аршин ситца или холста, а также полотенце священнику, чтобы утереть руки после погружения ребенка в купель. По истечении шести недель кума приносила ребенку пояс. Как отмечает Забылин, эта традиция существовала не везде: у пермяков, например, крест, пояс, рубашку, ризки (холст, на который принимают от купели) покупали не кумовья, они были хозяйскими, от родителей.

Кума не ограничивалась восприемничеством, поручительством за веру крестника перед Богом, ее роль особенно возрастала при заключении брака и во время свадьбы крестника.

Главная роль на крестинах принадлежала не родному отцу новорожденного, который держался изолированно, а крестному отцу, куму. У многих народов восприемничество было делом наследственным, а крестный отец оставался постоянным лицом, то есть крестил всех детей данной семьи.

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26


Статьи по теме:

Организация и руководство кружка по оригами
Целью изучения искусства оригами является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. В процессе обучения предусматривается решение следующих задач: воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труд ...

Здоровьесберегающие технологии
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и при ...

Разработка программы по изучению раздела «кулинария» с использованием информационных технологий
Свою нагрузку на новый учебный год преподаватель обычно узнает в конце текущего, следовательно, у него есть время и возможность спланировать (а по существу, «запрограммировать») свою деятельность, согласовав ее с программой и календарными сроками выполнения. Чтобы правильно организованный учебно-тр ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru