Методическое изучение темы

Страница 21

Неживуч тот младенец, который родился под исход месяца. У кого голова раздвоенная. У кого рот не цветет, т.е. у кого не бывает болезни молочницы, при которой на кончике языка, губах и небе появляется белое творожистое вещество. Тот, кто с первого же дня после рождения удивляет окружающих своей смышленостью. Тот, у кого в день его родин случается какая-нибудь потеря, убыток в доме, или когда отдадут в другой дом какую-нибудь вещь насовсем или взаймы. Тот, у которого вместе с его крестинами в церкви бывают похороны и когда его волосы, срезанные священником и закатанные в воск кумом, не плавают по воде купели, а тонут.

Крещение

Желая приобщить новорожденного к христианской вере, родители несли его в церковь, где священник крестил его, опуская в купель с водой. При этом нарекалось его имя.

Опасаясь воздействия нечистой силы (вера в сглаз и т.п.), люди стремились окрестить ребенка как можно скорее. Среди крестьян ходили многочисленные рассказы о несчастной участи душ детей, умерших некрещеными и не имеющих вследствие этого покоя. Успокоить их можно было, лишь дав имя. А хоронили таких детей на перекрестках дорог, где их могли «крестить» прохожие.

Перед уходом в церковь для совершения обряда крещения повивальная бабка производила над ребенком ряд магических действий: купала его в корыте, наполненном проточной водой, сопровождая омовение произнесением заговоров. Затем она одевала ребенка в разрезанную отцовскую или материнскую рубаху (в соответствии с полом младенца) и, поднеся к отцу для благословения, передавала ребенка куму, если это был мальчик, или куме, если это была девочка.

Обычаи, похожие на наше крещение, существовали и у других неправославных народов. Отец — глава семьи — торжественно выносил новорожденного и показывал его Небу и восходящему Солнцу, Огню очага, растущему Месяцу, прикладывал к Земле-Матери и, наконец, окунал в Воду или обрызгивал ею, если было холодно. Таким образом, малыша «представляли» всем Божествам Вселенной, всем ее стихиям.

Организация крещения

Зажиточные отцы приглашали священника к себе в дом; у большинства других бабки приносили новорожденных в церковь в любое время года, в ближайшие после родов воскресные дни. При крещении родители редко просили священников дать то или другое имя ребенку; обычно священник давал ребенку имя святого, намять которого празднуется в день крещения или ближайший к нему.

Для обряда крещения приглашали кумовьев.

Приглашение восприемников совершалось отцом новорожденного. Придя в дом будущего кума, он кланялся ему и обращался с просьбой стать крестным (или крестной). «Пойди введи младенца в православную веру», — обычно с такими словами обращался отец ребенка к мужчине или женщине, приглашая их в кумовья. Далее следовало угощение прибывшего, причем отец ребенка предлагал от себя водку и какие-либо лакомства.

Кум и кума

Главные действующие лица при крещении — крестные родители, или восприемники (то есть принимающие ребенка из купели), в народе они именовались кумом и кумой. К восприемникам церковь, как правило, предъявляет высокие требования: они должны быть благонравными, проявлять усердие в делах церкви, знать молитвы, регулярно говеть, исповедоваться, причащаться.

В народе восприемники считались вторыми родителями ребенка, его опекунами и покровителями. В них часто выбирали кого-либо из родственников — взрослых, уважаемых и состоятельных. Приглашение в крестные считалось честью, и отказ от кумовства оценивался как грех. Те семьи, в которых дети часто умирали, приглашали в кумовья первого встречного, считая, что его счастье перейдет новорожденному. В большие семьи, где дети рождались ежегодно, а также в бедные семьи в кумовья шли неохотно, так как на крестинах не было хорошего угощения. Поэтому обязанности восприемника нередко исполнялись членами этой же семьи.

Любопытно, что еще в языческие времена существовал обычай иметь вторых родителей. Долгое время считалось, что, например, вторым отцом являлся дядя со стороны матери, и именно ему переходили функции отца и воспитателя в случае смерти настоящего отца.

Восприемники несли иногда весьма значительные расходы. Кум покупал крест, расплачивался со священником, кума должна была принести ребенку рубашку и несколько аршин ситца или холста, а также полотенце священнику, чтобы утереть руки после погружения ребенка в купель. По истечении шести недель кума приносила ребенку пояс. Как отмечает Забылин, эта традиция существовала не везде: у пермяков, например, крест, пояс, рубашку, ризки (холст, на который принимают от купели) покупали не кумовья, они были хозяйскими, от родителей.

Кума не ограничивалась восприемничеством, поручительством за веру крестника перед Богом, ее роль особенно возрастала при заключении брака и во время свадьбы крестника.

Главная роль на крестинах принадлежала не родному отцу новорожденного, который держался изолированно, а крестному отцу, куму. У многих народов восприемничество было делом наследственным, а крестный отец оставался постоянным лицом, то есть крестил всех детей данной семьи.

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26


Статьи по теме:

Определение методов и приемов изучения художественного текста
В методике литературы существует множество определений методов и приемов обучения. Основой классификации В.В. Голубкова взят источник знаний, причем ученый видит методы и приемы преподавания в живом процессе, в постоянно меняющихся условиях, когда один и тот же способ работы может быть или методом, ...

Проблема формирования патриотизма и гражданственности в среднем школьном звене
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения выделены три группы достижений школьников при освоении общеобразовательных программ: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные, что еще р ...

Умение осуществлять поиск необходимой информации как одно из универсальных учебных действий
Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает сведения, разъяснения, изложение. Несмотря на широкое распространение этого термина, понятие информации является одним из самых дискуссионных в науке. Попыток дать наиболее общее и емкое определение категории информации б ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru