Методическое изучение темы

Страница 14

Обычай входа, вселения в новый дом также одинаков по всей России и известен с древнейших времен. Вперед себя в новую избу пускали петуха и кошку или малознакомого человека, а то и вовсе неправославного (купцы приглашали соседского аптекаря-еврея или домашнего доктора-немца). За ними входил хозяин с иконой и хлебом-солью, а следом все семейство.

Старуха-хозяйка в старом доме накрывала стол скатертью и ставила на него хлеб-соль. Хозяин зажигал свечу перед образами и после общей молитвы клал икону себе за пазуху. А затем подходил к голбцу и говорил, отворив дверь в подполье: «Суседушко, братанушко, пойдем в новый дом! Как жили в старом доме хорошо и благо, так будем жить и в новом. Ты люби мой скоти мое семейство!»

После этого все отправлялись в новый дом. Хозяин нес петуха и курицу, хозяйка — хлеб-соль И квашню, остальные пожитки распределялись между члена ми семьи. Открыв дверь, хозяин, прежде всего, пускал в избу петуха и курицу и ждал, чтобы петух пропел на новоселье. Затем входил в дом, ставил икону, открывал голбец и приглашал: «Проходи-ка, суседушко, братанушко!»

Голбец

Голбцом называли сооружение типа примости, загородки или чулана в крестьянской избе между печью и полатями. А также припечье со ступеньками к печи и полатям, с дверцами, полочками внутри и с лазом в подполье.

Считалось, что домовой в новой избе сам выберет себе место. Он мог жить и за печкой, и под шестком, и под порогом. Но голбец и чулан были его излюбленными обиталищами.

Новоселье заканчивалось семейной молитвой. Затем хозяйка накрывала стол, затапливала печь и принималась за стряпню.

Существовал в старину и такой обычай, как перенос в новый дом из старого священного огня. Старшая женщина-хозяйка (мать или свекровь) последний раз топила в старом доме печь, выгребала горячие угли в чистый горшок и накрывала его белой скатертью. В новом доме с поклонами и хлебом-солью ее встречали молодые хозяева. Принесенные угли высыпались в печурку, снятой с горшка скатертью символически трясли но всем углам, как бы выпуская домового. Затем горшок разбивали и зарывали под передний угол. Если до новой избы было далеко и не удавалось перенести туда священный огонь, переносили вместо него кочергу и другие атрибуты очага.

Все остальные элементы ритуала «влазин» оставались неизменными практически всюду: икона, непочатый хлеб с горстью соли, квашня с растворенным тестом, петух, курица и кошка. Впуская в двери кошку, приговаривали: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор».

Петух

Петух — это символ огня, символ очага. Считалось, что если петух, внесенный в новую избу, запоет — это предвещает хозяевам счастливую жизнь. Если же молчит — значит их ожидает в новом доме какое-нибудь горе. Иногда петуха в ночь переселения до утра оставляли в избе, чтобы первый его крик прозвучал в новом жилище.

Кошка

В старину, когда начиналась гроза, хозяева старались выгнать кошек из дома, особенно черных, чтобы они не привлекли удара молнии.

Существовало много примет, связанных с поведением кошки в доме:

если кошка долго, старательно умывается — значит зазывает («намывает») гостей;

скребет лапами и царапает когтями по полу — зимой к метели, летом — к дождю и ветру;

ложится животом вверх — к теплу,

закрывает лапой мордочку — к морозу;

распускает хвост — к метели;

спит на полу — будет теплая погода;

залезает на печь — ожидается холод;

на кого кошка потянется — тому будет корысть;

вскочит кошка на божницу — будет в доме покойник.

Тому же, кто убьет кота, не будет ни в чем удачи в течение семи лет.

Не случайно кошку первой пускали в новый дом или квартиру. При этом, очевидно, думали: если суждено случиться какой-нибудь беде, пусть она случится с кошкой, а не с людьми!

Освящение жилища

Прежде чем семья начнет жить на новом месте, дом должен быть освящен. Глава семьи обращается к своему приходскому священнику с просьбой о благословении своего дома. В особо торжественных случаях освящать строение может высокопоставленный иерарх, которого сопровождают дьяконы, свещеносцы, хоругвеносцы, певчие.

Не удивительно, что все страшные истории с привидениями случались исключительно в неосвященных домах. Таинственные стуки, двигающаяся сама собой мебель и прочие сверхъестественные явления известны были давно. Эти страсти прекращались, когда новые хозяева дома звали батюшку освятить «нехороший дом».

На Руси некоторые предпочитали не селиться в новых домах, а старались купить тот, в котором уже кто-то жил до них («Покупай шубу шитую, а избу житую»).

Задаривание домового

Переход на новое место, или влазины, — ответственное и опасное дело. Новая изба пока пуста — в ней нет еще самого главного хозяина, без которого дом не дом. — домового.

Искушенные житейским опытом хозяйки-бабы, поставив икону в красный угол, отрезали ломоть от каравая хлеба и клали его под печку — домовому.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19


Статьи по теме:

Развитие качеств творческого мышления
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектично­сти и сис­темности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышле­ние гибким, оригинальным и продуктивным. Ассоциативность – это способность видеть с ...

Выявление уровня сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет
Целью констатирующего эксперимента является определение уровня сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет. Поэтому экспериментальное исследование включает следующие этапы: 1. Подбор методов диагностики уровня сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет 2. Выявлени ...

Количественные методы в педагогике
Качественное и количественное в явлениях окружающего мира неразрывно связаны; поэтому качественные и количественные характеристики педагогических явлений надо изучать в единстве. Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое – обработка ре ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru