Методическое изучение темы

Страница 9

Последующие три дня гости проводили в попойках. И в течение этих дней молодой муж назывался князем, а молодая жена — княгиней, даже если они, были самые бедные люди.

На второй день на свадебном пиршестве исполнялись «топотушки», танец, не имеющий определенных правил и заключающийся в ритмичном притопывании под музыку.

Чаще всего на третий день молодые ехали в родительский дом жены, к теще на блины, чем и заканчивался свадебный цикл.

Княжий стол.

Княжий стол накрывался у невесты на второй день после свадьбы.

Новобрачные входили, умывшись и одевшись, в избу, и их сажали за «княжий» стол, а за новобрачными усаживались все остальные.

По окончании завтрака новобрачных снаряжали в путь к тестю и теще и прочим родственникам новобрачной, чтобы позвать их на княжий стол.

У тестя молодых угощали чаем и закусками, приглашая вместе с ними и всю родню за княжий стол. Новобрачные, пригласив тестя и тещу с новой родней на княжий стол, возвращались домой, а за ними тотчас же приезжали и званые гости.

Новобрачные усаживались посреди стола, а новая родня садилась около новобрачных, занимая лучшие места в переднем углу. Если не было священниках матушкой, то отец и мать новобрачной должны были сидеть в переднем углу.

Отец и мать жениха не сидели за столом, а угощали гостей, а другие родные жениха помогали — подавали на столы кушанья и напитки. При каждом кушанье, поданном на стол, обслуживающие застолье говорили: «Покушайте, гости хорошие, дорогие!»

За княжим столом новобрачные тоже ничего не пили и не ели, а только, если им подносили вино и пиво, пригубливали его. Новобрачных перед первым столом после брака и перед княжим кормили отдельно в другой избе.

Гости очень часто кричали: «Горько, очень горько!». Называя новобрачных но имени и отчеству, просили: «Нельзя ли подсластить?» Новобрачные должны были встать, поклониться, поцеловаться «крест на крест», сказать: «Покушайте теперь сладко!». Гость допивал из стакана или рюмки и говорил: «Вот теперь очень сладко», а потом подходил к новобрачным и целовал их. Гости-супруги, не довольствуясь «подслащиванием» новобрачных, обращались со словом «горько»: муж — к жене, жена — к мужу и тоже целовались.

Когда подавали жаркое, каждый из гостей вставал из-за стола и с кусочком мяса на вилке шел к новобрачным, целовался, а затем подходил к своей жене или сватье, с которыми тоже целовался.

По окончании столования подгулявшие гости пели и плясали до полуночи.

Третий день

Из поезжан и новой родни на третий день оставались очень немногие. Утром молодицу проверяли: умеет ли она выпекать блины. После обеда, к вечеру, у новобрачных собирались девицы, молодые женщины и парни. Они пели песни, играли и плясали.

Молодая жена знакомилась с соседями и потчевала их блинами, пирогами, пряниками и орехами,

Отводины

Через неделю или более после свадьбы бывали отводины, которые делали отец молодухи и ее родные, бывшие на свадебном пиру.

В назначенный день для отводин тесть ехал звать к себе зятя и дочь, а также а всех родных зятя. После того как отпируют сват у свата, зять у тестя, приглашали молодых к себе по старшинству и прочие родные новобрачной.

На отводинах, таким образом, молодые ходили из дома в дом родных, у каждого угощались: закусками, чаем и водкой. С окончанием отводин свадьбу считали законченной.

Каравай

Встречались два вида свадебного обрядового хлеба — каравай и курник. Оба эти хлеба имели круглую форму. Каравай выпекался из кислого ржаного или пшеничного теста, а курник — из пресного. Иногда внутрь курника запекали яйца в скорлупе, а сверху украшали куриной головкой из теста.

Свадебный каравай готовили только замужние женщины (родственницы жениха). При этом они пели хвалебные каравайные песни: «Валю, валю каравай, с руки правой на левую, в богатую сторону, взойди, наш каравай, выше печи каменной, выше столба точеного, выше колечка позолоченного» и т.д.

Царская свадьба

Брак у царей благословлялся главой церкви — митрополитом (пока он был - ивой) или патриархом, когда на Руси была образована патриархия. После благословения гало избрание невесты. Для этого при дворе собирались девушки, славившиеся своей красотой (чаще всего княжеские и боярские), из них выбиралась царская невеста. Делалось заключение о ее здоровье и способности к деторождению. Девушка, прошедшая первый этап, но не выдержавшая последующих испытаний, отсылалась обратно и выбиралась новая претендентка. Отвергнутой невесте не разрешалось вообще вступать в брак.

Царская свадьба завершалась путешествием по монастырям, а также хождением в богадельни и тюрьмы для раздачи милостыни.

Боярская, или княжеская, свадьба

Сватовство. Родители невесты при сватовстве составляли опись приданого. Оно могло не удовлетворить семью жениха, тогда свадьба расстраивалась. В то же время родители невесты тщательным образом собирали сведения о материальном положении и моральном облике претендента. Если жених не устраивал по каким-то причинам родителей невесты, то свадьба тоже расстраивалась. Именно поэтому сватовство происходило в глубокой тайне, чтобы не скомпрометировать ни одну из сторон. Сами жених и невеста были субъектами пассивными. До свадьбы они даже не виделись, полагаясь на волю родителей. Жених, правда, имел преимущество — специальная «смотрелыцица» на смотринах разглядывала внимательно невесту, разговаривала с ней, выясняла степень ее ума и благочестия, а потом рассказывала о ней жениху. Однако на смотринах могли показать совсем не ту девушку, обман обнаруживался только после венчания, когда уже ничего нельзя было поделать. Разводились крайне редко.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Статьи по теме:

История и классификация методов и приемов обучения литературе
Сложившиеся классификации методов и приемов обучения литературе имеют интересную историю. Ф.И. Буслаев выдвинул положение о специфике метода в школьном преподавании: «Надобно отличать ученую методу от учебной. Ученый, излагая науку, увлекается только ею одной, не обращая никакого внимания на личнос ...

Индивидуальный подход к младшим школьникам в трудовом обучении
Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей её класса и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним. Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии ...

Системный подход к обучению учащихся передовому производственному опыту
Успешное изучение передовой технологии и приемов труда новаторов производства в процессе профессионального обучения возможно при выполнении следующих условий: -содержательные и процессуальные аспекты обучения передовым методам труда должны быть тесно взаимосвязаны с системой профессиональной подгот ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru