Методическое изучение темы

Страница 8

Свадебный пир

На самом свадебном пире молодым предписывалось проявлять воздерженность в питье и еде. Они могли лишь пригубить вино из одной рюмки и попробывать один на двоих кусок пирога. Во время свадебного пира величали не только молодых, но и устроителей свадьбы — сватов, родителей, гостей.

Первая брачная ночь

Когда веселье было уже в полном разгаре, молодых уводили. Свою первобрачную ночь они проводили чаще всего в холодной, нежилой части избы. Пост обычно стелили из снопов (символ плодородия).Укладывание молодых часто сопровождалось различными обрядовыми действиями. Прежде чем положить молодых, дружка и свашка ложились в приготовленную постель и требовали выкуп.

Кое-где было принято класть под постель палку, катать жениха, чтобы нос была крепче, и требовать также выкуп. Иногда под постель клали перья из хвоста петуха и курицы — чтобы молодые больше слюбились.

Новобрачным, изрядно проголодавшимся, приносили жареную курицу, я вино. Курицу полагалось съесть, не пользуясь ножом.

Обряд разувания.

Перед тем как новобрачные отправятся спать, жених в один из своих сапог деньги, золотые и серебряные. Невеста должна была с один сапог по своему выбору. Если ей удавалось снять сапог, в котором находились деньги, она не только получала их за свой труд, но с этого дня уже не могла была снимать с мужа сапоги. Если невеста попадала впросак, то не только не брала деньги, но и наделялась обязанностью постоянно снимать сапоги с мужа.

Утро после свадьбы.

Утром родные шли «поднимать молодых», но в комнату молодых входила только одна сваха. Родня же стояла в этот момент у порога горницы, била горшки, кринки, тарелки. При выходе новобрачных их поздравляли и со стуком били посуду.

Существовало множество способов демонстрации невинности невесты. Таким являлось, например, на обозрение простыни и т.д. Таким образом, свашка или родная мать невесты демонстрировала доказательства невинности новобрачной. В противном случае отцу невесты подносили, в случае утраты ею целомудрия до свадьбы, «ущербный стакан», а матери — кусок ржаного пирога, в котором пальцем делали дырку. Или же на второй день свадьбы родня невесты получала дырявые пряники. Когда на второй день после свадьбы молодой муж отправлялся к теще, по цвету косынки, привязанной к дуге упряжки, можно было определить, едет ли он с поклоном или с обидой: красный цвет символизировал невинность молодой жены, голубой цвет или отсутствие косынки свидетельствовали об обратном.

Нередко этот обряд носил символический характер: молодому мужу утром подносили две рюмки — с красным и белым вином (водкой). Выпитая рюмка с красным вином служила доказательством невинности. Впрочем, в любом случае обычно молодой муж не шел на открытый скандал, предпочитая выместить недовольство женой впоследствии. Выпитая рюмка в обязательном порядке разбивалась. А благонравная невеста утром раздавала подарки молодому мужу, свекру, свекрови и их родственникам.

Второй день

На следующий день после свадебного торжества во время обеда молодая жена одаривала своих новых родственников. С подноса, который держал новобрачный, она брала подарки и поочередно подносила их сначала свекру и свекрови, затем золовкам и деверьям, а потом уже всем остальным. Она дарила шелковые и шерстяные отрезы ткани, большие шелковые и кашемировые головные платки, бисерные кисеты, табакерки.

На второй день свадьбы начинались шутки над молодой: ее заставляли носить воду, переворачивая при этом ведра или закрывая колодец, насыпали мусор и просили мести пол, требовали подоить корову, выгнать овец, телят, то есть в шутливой форме проверяли умение новобрачной выполнять домашнюю работу. Молодая жена должна была вымести пол. Присутствующие мешали ей, бросали на пол принесенную со двора солому, черепки битой посуды, но, но обычаю, бросали и деньги. Только поднеся каждому гостю чарку вина, молодая получала наконец возможность навести чистоту. Иногда откупались иначе: молодой муж — водкой, молодая жена — поясами своей работы.

В этот же день молодой с дружками шли приглашать в гости тестя и тещу. По распространенной традиции, теща (иногда крестная мать невесты) приносила с собой украшенные домашним рукоделием полотенца, скатерти, набожники. В некоторых местах это делали в первый день свадьбы.

Перед обедом второго дня молодая жена должна была печь блины. Эта процедура в большинстве случаев носила комический характер. Участие молодой в ней часто ограничивалось выкупом (пояс, полотенце) стряпухе или традиционным подарком свекрови, который она клала на дежу с тестом. Присутствующих угощали специально испорченным блином, в тесто для которого подмешивали угли, овес, мякину. Тем не менее, все хвалили молодую как умелую стряпуху и давали ей деньги за хлопоты.

Обычно дальние родственники бывали ряжеными. Наряжались, как правило, медведями, баранами, надевали одежду противоположного пола, рядились горбунами, врачами, попами, цыганами.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Статьи по теме:

Рекомендации по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на уроках естественно-географического цикла
Исходя из изученного и представленного в данной работе теоретического материала и результатов диагностики, можно определить ряд рекомендаций для учителя по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на уроках естественно-географического цикла. Повышение мотивации обучени ...

Основные проблемы и перспективы реализации Национального проекта «Образование»
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, пока еще нельзя говорить о том, что процесс модернизации образования удовлетворяет общество. В данном направлении выявились некоторые проблемы. Среди насущных проблем Новосибирской области в сфере образования можно выделить следующие: Во - первых, можно обозначит ...

Возможности уроков технологии для формирования универсальных учебных действий
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. Специфика технологии и его значимость для формирования универсальных учебных действ ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru