Методическое изучение темы

Страница 7

— шафер, который сопровождал жениха к венцу.

Бояре

— приятели и родственники жениха, сопровождавшие свадебный поезд.

Со стороны невесты избирались:

Поздняя, или повивальная, сваха

— убирала (повивала) голову невесты в женский убор, сопровождала ее к венцу.

Посаженый отец и посаженая мать, постельницы (две женщины)

— они готовили брачное ложе для невесты.-

Дружки

— подруги невесты.

Подженишники (или подкняжие)

— неженатые молодые люди и подневестницы — незамужние подруги невесты. Подженишников и подневестниц обычно бывало равное количество. Главную роль играла большая, или первая, подневестница (обычно сестра невесты) и первый подженишник.

Жениха и невесту называли «молодой князь» и «молодая княгиня».

Выкуп невесты.

К дому невесты первым подъезжал дружка, все остальные ждали. Для дружки важно было миновать охрану — привратников и придверников. Чаще всего охрана удовлетворялась, угощением — вином, но иногда приходилось делать подарки. Вслед за дружкой прибывал свадебный поезд. В это время дружка должен был выкупить место для жениха за столом рядом с невестой. Обязательно при этом шли в ход деньги, но часто подруги и родственники невесты испытывали дружку загадками.

Посидев за столом, все поднимались, чтобы ехать в церковь венчаться. Невеста, выходя из-за стола, старалась стянуть с него скатерть для того, чтобы все сидевшие за столом девушки вышли замуж. Родители невесты благословляли молодых одной из икон, которые обычно в этот момент стояли на разостланной шкуре или шубе. Молодым в обувь сыпали хмель и зерна.

Венчание.

При венчании жених и невеста давали обещание любить и служить друг другу в продолжение всей жизни. Затем пили вино, сперва невеста, потом жених, который тут же бросал чашу на пол и спешил наступить на нее. То же делала и невеста. Кто из них первый наступал, тот одерживал победу, и считалось, что он всегда будет господином (обычно это удавалось жениху).

Как только невеста надевала кольцо, и были провозглашены слова брачного союза, руку молодицы соединяли с рукой жениха, который до этого стоял по одну сторону алтаря, или стола, а невеста — по другую. Когда священник «связывал» брачный узел, невеста подходила к жениху, стоящему у самого конца аналоя, и падала ему в ноги, прикасаясь головой к его обуви, в знак ее покорности и послушания, а жених накрывал ее полой кафтана или верхней одежды, в знак обязанности защищать и любить ее. После этого жених и невеста становились рядом у самого конца аналоя, к ним подходили сначала отец и другие родные невесты, в знак будущего между ними родства и любви. Вместе с тем отец жениха подносил ломоть хлеба священнику, который тут же отдавал его отцу и другим родственникам невесты, заклиная его перед Богом и образами, чтобы он выдал приданое в целости и сполна в назначенный день и чтобы все родственники хранили друг к другу неизменную любовь. После этого они разламывали хлеб на куски и ели в знак истинного и чистосердечного согласия с этими словами, а также в знак того, что с этих пор они будут как бы крохами одного хлеба или участниками одного стола.

Потом жених брал невесту за руку и вместе с ней и родными, следующими за ним, шел на паперть, где их встречали с сосудами и чашами, наполненными медом и вином. Сперва жених брал полную чарку или небольшую чашку и выпивал ее за здоровье невесты, а за ним это делала невеста, приподняв покрывало и поднося чарку к своим губам.

Чарка

Чарка — маленький сосуд для питья с плоским или круглым дном или на ножках с закругленной ручкой, иногда с покрышкой.

После венчания.

От венца ехали в дом жениха. Там новобрачных встречали родители жениха, благословляли, осыпали снова хмелем и зерном. В доме жениха уже были накрыты столы. Пока все рассаживались, в отдельной комнате свахи переплетали невесту. Вместо одной девической заплетали две косы, оборачивали их вокруг головы и покрывали женским головным убором. Молодую сажали очень близко к мужу — так, «чтоб даже кошка не пробежала», и пели величальные песни. Иногда после свадьбы поступали иначе. По возвращении из церкви жених шел не к себе домой, а в дом к своему отцу, а невеста отправлялась к своим. И угощали порознь своих родственников. При входе в дом на того и другого бросали из окон зерновой хлеб в знак будущего изобилия и плодородия.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, где она и проводила ночь, не снимая покрывала с головы. Всю эту ночь она не должна была произносить ни одного слова, чтобы жених не мог ни слышать, ни видеть ее до другого дня после, заключения брака. В течение трех последующих дней она говорила мало — всего лишь несколько определенных слов за столом, но с особенной важностью и почтительностью. В ином случае ее поведение считалось весьма предсудительным.

По прошествии трех дней супруги отправлялись в свой дом и давали общ! пир своим родным с обеих сторон.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Статьи по теме:

Теоретическое занятие как прием восприятия текста
Этот вид занятия дает возможность учителю познакомить детей с теми теоретическими понятиями, которые доступны им, являются частью субкультуры детства, способствуют восприятию текста. Это такие понятия, как рифма, сравнение, сопоставление, эпитет, олицетворение, такие жанры, как сказка, стихотворени ...

Организация практической работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Частичное или полное нарушение слуха, наступившее в самом раннем возрасте или врожденное, вызывает значительные особенности в психоречевом развитии таких детей. Без специального обучения речь глухих детей не развивается, что, в свою очередь, вызывает отставание и особенности в познании окружающего ...

Проект формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру
Введение ФГОС НОО предусматривает формирование умения учиться, работать с информацией. Сегодня важно научить младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно офор ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru