Организация и методы исследования

Страница 2

Беседа как вопросо-ответный метод обучения имеет приоритетное положение при выборе учителем методов обучения. Учитель пользуется беседой как во время объяснения, так и во время закрепления материала урока, при повторении и оценке работы ученика. При знакомстве с новым словом или уточнении значения слова учитель часто применяет беседу поискового характера, или, как ее называли древние греки, эвристическую беседу.

Такую беседу можно провести на уроке труда, а на уроке русского языка написать сочинение-миниатюру в соответствии с уровнем умений: первоклассники ответят на вопросы (письменно), ученики II и III классов напишут несколько предложений, выбрав одну из тем: «Лучший плотник нашего поселка», «Как я учусь столярничать», «Плотник и столяр».

Остановимся на дидактических играх как методах закрепления знаний, выработки умений и навыков. Перед учителем-практиком часто возникает вопрос: нужна ли игра в начальной школе? Какая игра эффективна на уроке? Психолого-педагогическая наука отвечает определенно: игра для детей, особенно для первоклассников, продолжает оставаться ведущим видом деятельности наряду с деятельностью учебной. Сошлемся на компетентное мнение специалистов.

А.Н. Леонтьев выделил три существенных признака ведущей деятельности личности ребенка: «Во-первых, это такая деятельность, в форме которой дифференцируются другие, новые виды деятельности . Во-вторых, это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы . В-третьих, ведущая деятельность — это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка.

В игровой деятельности реализуется учебная деятельность со всеми необходимыми для нее требованиями: умением слушать, вдуматься в значение слова, прислушиваться к сказанному, более точно выражать мысль. Благодаря методу игры учитель удерживает внимание детей там, где оно падает, формирует сосредоточенность в работе.

Игра — метод обучения, она должна вписываться в урок, не ломая его логики. Правила игры даются в замедленном темпе, если необходимо, они повторяются. И еще одно непременное правило: в дидактической игре никто не наказывается, никто не осмеивается, играют все, никто не выбывает из игры. Может быть снято очко, возвращена фишка, но ребенок продолжает игру, так как она есть метод закрепления знаний, выработки определенных умений.

Итак, выбор методов приобретения и закрепления знаний зависит от многих причин: от состава класса, от овладения учащимися методами самостоятельной работы с учебником и справочной литературой, от содержания урока, его материального обеспечения. На уроке русского языка младший школьник приобретает умения читать задание и самостоятельно разбираться в последовательности его выполнения, вчитываться в текст упражнения учебника, списывать его без ошибок, подвергать сомнению трудные случаи написания, разбираться в них. Ученик приучается читать рукописный текст, контролируя себя, пользоваться справочным аппаратом учебника, орфографическим и толковым словарями.

Третья группа методов развития речи младших школьников — методы работы с техническими средствами обучения.

В настоящее время процесс обучения не мыслится без технических средств обучения. Мы стоим на пороге массового использования ЭВМ в школе, тем более в школе малокомплектной, поэтому приобретение необходимых навыков для использования технических средств обучения на сегодняшний день задача первостепенной важности.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Психофизиологические основы игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развит ...

Использования средств изобразительного искусства для развития воображения
Основной мотив творческой деятельности в начальной стадии ее формирования заключается для ребенка в самом процессе выражения чувств. Несколько позже ему свойственны сознательные поиски средств выражения, но у многих детей возникает разочарование в изобразительной деятельности, поскольку уровень их ...

Поставка школьных автобусов в сельские территории
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в Бельском района получено 3 школьных автобуса и один автомобиль "Газель" приобретён на условиях софинансирования. В настоящее время два автобуса находятся в МОУ Бельская СОШ и по одному в Кавельщинской и Грибановской ОО ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru