Развитие законодательства, регулирующего отношения в области дошкольного образования, способствовало появлению принципиально нового документа модернизации системы дошкольного образования – Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ).
Концептуальные положения ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены в соответствии с такими документами как Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г. и Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (далее – ФГОС НОО), что определяет статус и место дошкольного образования как первого звена в непрерывной системе образования. Теоретико-методологическая основа ФГТ сходна с ФГОС НОО, что позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развития его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.
Федеральные государственные требования – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования (обновления содержания образования, технологий, используемых в ходе обучения, системы оценивания качества результатов дошкольного образования).
Федеральные государственные требования задают ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ:
· замена учебного блока на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей;
· увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов;
· изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
· изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».
Идеология ФГТ направлена на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. Предлагается особое внимание уделять формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Теоретико-методологическую основу ФГТ составили: гуманитарный и системно-деятельностный подходы. Гуманитарный подход в качестве основной профессионально-педагогической ценности выдвигает конкретного человека, – как высшее достижение мира, – его внутреннее пространство, специфику индивидуального процесса познания, множественность прочтений одной и той же личности.
Статьи по теме:
Разработка методического пособия по предупреждающим знакам
Развернутые сценарии уроков Сценарий урока №1 Тема: Предупреждающие знаки: приближение к железнодорожному переезду Класс: 11 Время: 45 мин. Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания: Ознакомиться с понятием о предупреждающих знаках. Формирование мотивационно-поведенческо ...
Перспективы развития системы дошкольного образования
Охарактеризуем тенденции развития дошкольного образования России, его перспективы, опираясь на данные, опубликованные в работе Л.А. Парамоновой. Произошедшие резкие изменения в общественной, экономической, социальной и демографической ситуации в стране привели к следующему – увеличилось число семей ...
Виды семейных взаимоотношений
В зависимости от царящей в них обстановки, все семьи можно разделить на пять групп: 1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или ...