Решение вопроса воспитания толерантности в современных концепциях воспитания ребенка

Страница 5

В практической направленности этики Аристотеля, где основой добродетели является «середина», Золотухин находит обоснование «терпимости» как безотносительного понятия к чему-либо, предполагающее возможность равноценного существования различных вещей, а, в сфере нравственности, определяющее моральное поведение человека и его соотнесенность с другими людьми. Отождествляясь с воздержанностью, «терпимость» способствует достижению «высшего блага» и выступает как один из моральных принципов.

Представитель позднего стоицизма Сенека рассматривает «терпимость» как основу для мужества, ибо в ней есть разумность, упорство и относится к тем благам и желаниям, исполнение и прославление которых осуществляется не «толпой поздравителей», а благоговением коленопреклоненных.

Тертуллиан, представитель ранней патристики, в своем трактате «О терпении» отводит терпимости первостепенную роль. Общезначимость и практическая ценность «терпения» для него несомненны. Оно существует виде Божественного, определяющего смирение и аскетизм.Наряду с единообразием в душе, «терпимости» свойственно и многообразие, находящееся в образе телесной добродетели, где принимает формы «жертвенного самоуничтожения» и «телесного воздержания».

Христианская концепция «терпимости» складывалась в результате реализации потребности человека в гуманности и достижении равенства между людьми. Основанное на «любви», «смирении» и «всепрощении», терпение находится под охраной суровой стыдливости, которая способствует воспитанию христиан как добродетельных и послушных граждан по отношению к тем, кого Бог поставил над ними.

В эпоху Просвещения происходит актуализация «терпимости».

Дж. Локк связывает «терпимость» с проявлением насилия, для которого необходимо определить предел существования. «Терпимость» связывается с обеспечение и сохранение справедливости, а в случае её нарушения, государство имеет право подавлять эти попытки путем допустимого «принципом терпимости» наказания.

А. Шопенгауэр и А. Гален определяли «терпимость» как отношение «Я» к самому себе, к другим - «Ты», «Он», «Мы».

Терпимость, для И. Канта, противопоставлена ненависти, характеризует достоинство и честь человека и воспитывается как обязанность, проявляемая через дисциплину.

И.В. Гёте, а в последующем Шиллинг и Гегель, эстетический характер добра ставит исходным пунктом критики общества, где мораль предохраняет человека от деградирования, чему в немалой степени способствует толерантность.

Ч. Дарвин, опираясь на то, что нравственное чувство основано на «общественных инстинктах» где «нравственная совесть» заставляет рефлексировать собственное «Я», подчеркивает самоопределение, выражающееся у человека в форме стыда, сожаления, раскаяния или жестокого упрека и, в конечном итоге, способствует развитию «терпимости» как к самому себе, так и к другим, особенно к тем, к кому человек питает чувство симпатии. Терпимость приобретается в зависимости от условий усложнения инфраструктуры общества.

На основе вышесказанного можно заметить, что возникновение понятия «терпимость», а затем понятия «толерантность» связано, прежде всего, со стремлением человека к саморазвитию, самосовершенствованию, а так же с желанием жить в гармоничном гуманном обществе и с идеей равенства людей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Понятие и сущность методологии и логики познавательной деятельности
Под методологией познавательной деятельности обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология как общая теория метода исторически сформировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейше ...

Изобразительная деятельность - средство творческого развития детей дошкольного возраста
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Рисование более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Графическая деятельнос ...

Анализ заболеваемости обучающихся Туринского многопрофильного техникума
Заболеваемость - является одним из важнейших критериев, характеризующих здоровье учащихся. Основной формой физического воспитания учащихся продолжают оставаться уроки физкультуры. В начале каждого учебного года по результатам медицинского осмотра происходит распределение учащихся на медицинские гру ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru