Современные подходы к комплексному решению вопросов развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Аналитическое образование » Особенности использования интегрированных занятий в развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста » Современные подходы к комплексному решению вопросов развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Страница 6

В основе методики Т.С. Комаровой лежат интегрированные циклы.

Эффективность эстетического воспитания в целом и развитие художественно-творческой деятельности ребенка в частности определяются взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразной художественно-творческой деятельности.

Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, включая все виды классического и народного; окружающий мир, особенно природа; художественная деятельность (разные виды). Все названные средства следует использовать в работе с детьми во взаимосвязи. Это способствует более глубокому познанию и осмыслению явлений, событий; пониманию их образного воплощения в рисунках. Взаимосвязь познания искусства, окружающей жизни и разнообразных видов художественной деятельности способствует установлению ассоциативных связей, появлению ярких эмоциональных переживаний. По отношению к этим средствам Комарова Т.С. выделяет общие группы психических процессов, составляющих основу способностей к различным видам эстетической деятельности: восприятие, представления и образное мышление, воображение, овладение способами художественной деятельности, эмоциональное отношение к объектам эстетического характера и к художественной деятельности, а также внимание, память, волю. Все эти психические процессы являются основой для любой художественной деятельности. Их развитие в одной области деятельности будет положительно сказываться и на развитии в других областях. Возможно, этим объясняется то, что художественно-творческие способности зачастую проявляются в комплексе: человек, пишущий стихи, рисует, музицирует и т.д. Достаточно вспомнить широкий диапазон художественной и научной деятельности Леонардо да Винчи; рисунки А.С.Пушкина, музыкальные и литературные способности В.Ф. Одоевского, М.Ю. Лермонтова, А.Грибоедова, портретные наброски персонажей своих произведений, созданные Ф.М. Достоевским. Известно, что, прежде чем создавать литературные портреты своих героев, Стивенсон рисовал их. Теккерей сам иллюстрировал свою «Ярмарку тщеславия». В связи с этим важным направлением всей работы, обеспечивающей эффективное развитие творческих способностей дошкольников, Комарова Т.С. считает интеграцию. «Под этим термином мы понимаем более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей. Такая связь обеспечивает более глубокое и разностороннее познание предметов и явлений действительности, формирование ассоциаций и их активизацию в процессе творчества в разнообразных формах эстетической деятельности. Интеграция охватывает все виды художественно-творческой деятельности малышей, включает знакомство со всеми видами искусства. При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, средств эстетического воспитания их определенные содержательные аспекты всегда выступают в роли стержневых, основополагающих.» Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в качестве таких базовых составляющих чаще всего выступают произведения искусства, в том числе народного и декоративно - прикладного, детская художественная литература, устное народное творчество. Феномен интегрированного развития и проявления художественно-творческих способностей объясняется также возможностью образно передавать объекты и явления действительности в разных видах искусства, с использованием специфичных средств изображения и выражения. Вместе с тем исследования СП. Козыревой, Е. Л. Трусовой показали, что в рисунках дети могут передавать музыкальные и литературно-драматические образы, используя средства выразительности рисунка: линии, цвет, колорит, форму, композицию. Как уже говорилось выше, в изобразительной деятельности дети охотно передают и образы природы. Использование при характеристике образов природы поэтических образных выражений усиливает их эмоционально-эстетическое воздействие на детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Индивидуализация и дифференциация обучения
Умственное развитие составляют как знания (включая и приемы, методы познания), так и обучаемость, способность приобретать эти знания. Как показали многочисленные эксперименты, весьма существенны индивидуальные различия в уровне усвоения знаний. Школьники, находящиеся в идентичных условиях обучения, ...

Ягеллонский университет: европейское образовательное пространство
Взаимосвязь традиций и новаций - наиболее яркая особенность одного из старейших (год основания - 1364) учебных заведений Европы Ягеллонского университета в Кракове. Это заметно не только по архитектуре зданий университета, среди которых и заложенный еще в 1400 году Collegium Maius, и современные уч ...

Особенности урока иностранного языка
У урока иностранного языка своя специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru