Формирование и развитие пунктуационного навыка у учащихся на уроках русского языка в повышении грамотности

Аналитическое образование » Формирование пунктуационного навыка у учащихся младших классов на уроках русского языка в повышении грамотности » Формирование и развитие пунктуационного навыка у учащихся на уроках русского языка в повышении грамотности

Страница 2

Цель формирующего этапа: разработка рекомендаций по проведению пунктуационных упражнений.

На этапе формирующего эксперимента был проведён подбор разнообразных упражнений, направленных на развитие внимания к знакам препинания, стремилась, чтобы все задания имели занимательную, игровую форму и в их выполнении участвовали все ребята.

Так, большой интерес и активное участие вызвало упражнение «конструирование». Участие принимают 11 учащихся, которым выданы карточки со словами: «Ель», «Очень», «Ценное», «Дерево», «Ель», «Поёт», «В», «Скрипке», «В», «Рояле», «Хороши», «Маленькие», «Лесные», «Красавицы», а также пунктуационные знаки: «-», «,», «.», «!».

Учащиеся составляют предложения, а оставшиеся на местах, читают эти предложения. Так, дети составляли следующие предложения:

Здравствуй, весна!

Метро – это подземный город.

Когда спят птицы?

Скоро зацветут первые подснежники и т.д.

Несколько раз проводила упражнение «Угадаем знаки». Каждому учащемуся были розданы карточки со знаками препинания:

«!», «?», «,», «:», «;», «-», «…». Чтение текста, соблюдая знаки препинания, а дети поднимали нужный знак. Это упражнение способствует запоминанию знаков препинания и интонации, а также развитию слухового сосредоточения.

Учились «слышать» знаки препинания, записывая графические диктанты. Чтение текста и запись детьми только встречавшиеся знаки препинания, нумеруя предложения.

Здравствуй, милая мамочка!

Привет тебе от твоего любящего сына!

Как твои дела? Мне нравиться учиться в школе.

Я теперь смогу написать слово «заяц».

Уроки русского языка самые интересные!

Я часто вспоминаю тебя и своих братьев, наш лес. Сто интересного в вашей жизни?

Когда мы увидимся?

Целую тебя и братьев!

Твой сын заяц Пус.

Проведение графических диктантов позволяет контролировать умение детей по интонации определять, какой знак необходим в предложении.

Практически на каждом уроке русского языка дети писали диктант с подготовкой. Прежде чем записать текст учащиеся объясняли постановку знаков препинания, выразительно читали его (несколько человек, если это было необходимо). Этот вид работы включал также объяснение орфограмм, орфографическое чтение, потом дети закрывали учебники и записывали текст под мою диктовку. Постепенно дети привыкли к такому виду работы: старалась связать наблюдение за пунктуацией с таким традиционным видом работы, как «словарь», записав словарные слова одной группы и назвав их одним словом. Обращая внимание на то, что перед этим словом ставится тире, при чтение обозначаемой паузой.

Пример: рука, карандаш, линейка, тетрадь, пенал – школьные принадлежности; помидор, огурец, редис, морковь, картофель – овощи; соловей, ворона, воробей, петух – птицы; мандарин, апельсин, яблоко, банан – фрукты; малина, клубника, голубика – ягоды.

Работу над развитием выразительности старалась сделать основной, так как именно она способствует развитию умения видеть пунктограммы. В этом я убедилась, когда по-другому провела упражнение, аналогичное тому, которое предлагалось детям на этапе диагностического эксперимента. Учащимся опять был предложен текст без знаков препинания.

На доске текст.

Весенний лес

Бывал ли ты когда-нибудь в лесу я люблю ходить в лес весной это моё любимое время года как прекрасно в лесу весной цветут красные, желтые, белые и голубые цветы кругом все ласково и приветливо.

Перед тем, как начать написать упражнение, мы его несколько раз выразительно прочитали.

После такой подготовки результаты были следующие (Приложение №4). Работу писали 20 человек. Из них 2 человека допустили пунктуационную ошибку - не поставили (Денисенко В. Коместазева Н.) и 2 человека – допустили орфографическую ошибку (Эпифанов Д. Кривега А.).

Эксперимент показал, какую роль играет выразительное чтение в процессе формирования пунктуационного навыка. Только опираясь на него, учитель может научить детей «слышать» знаки препинания.

Поэтому мы старались больше внимания уделять выразительному чтению: чтение упражнений по русскому языку, при чтении математических задач на уроке математики. На окружающем мире при чтении статей учебника. Но самое большое поле деятельности для отработки выразительности представляли, конечно же, уроки чтения.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Кадровый состав средней школы
Важнейшей заботой педагогических советов учебных заведений было обеспечение школ учительскими кадрами. Если мужские учебные заведения не имели полных штатов учителей, то в женских гимназиях и прогимназиях и в эти годы или совсем не было своих штатных учителей, или очень мало. Большинство совместите ...

Особенности преподавания школьного курса Обществоведения в переходную эпоху
В 1990-е гг. в отличие от предыдущих этапов развития отечественной школы, когда существовали лишь отдельные обществоведческие курсы, началось становление системы школьного обществоведческого образования. В соответствии с концепцией перестройки преподавания общественных дисциплин в старших классах с ...

Классификация игр и характеристика основных видов
Многие авторы, анализирующие игры, делали попытки их классифицировать. Обычно основанием классификации являются целевое предназначение игры, физические или духовные структуры, в ней задействованные. Исходя из этого различают игры спортивные (физические, например «Салки», «Городки», и интеллектуальн ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru