Однако это не означает, что законопослушный гражданин (не юрист) должен постичь вершины юриспруденции. В отличие от юриста-профессионала он использует минимум правовых знаний, который требуется для его работы, поведения в быту, семье. Это, прежде всего, знания принципов права, основных норм конституционного (права и свободы, избирательная система и др.), трудового, семейного, гражданского, предпринимательского права, понимание единства прав и обязанностей, ответственное отношение к их осуществлению. Гражданину должны быть в общем виде известны нормы, предусматривающие и регулирующие юридическую ответственность, общий порядок привлечения к ней, возраст, с которого наступает юридическая и, прежде всего, уголовно-правовая ответственность, а для коммерсантов — гражданско-правовая ответственность.
Профессиональное правосознание юриста является фактором воздействия на общее состояние соблюдения правовых норм, которые обеспечивают права и свободы человека. Оно отличается не просто устойчиво положительным отношением к праву и практике его применения, но и согласием с правовыми предписаниями, то есть солидарностью с законодателем. Понимание полезности, необходимости и справедливости применения закона, привычка его соблюдать — характерные черты правосознания юриста, которые положительно сказываются на правосознании людей, которые с ним контактируют.
Государство должно заботиться, чтобы каждый судья, прокурор, следователь и другие работники юридического труда имели необходимую нормативную литературу з служебном кабинете, постоянно работал?: с ней, имели возможность общаться на семинарах, с помощью государства и самостоятельно повышали свой профессиональный уровень.
Влияние юриста на правосознание общества выражается, как минимум, в:
— юридическом обеспечении права грею/сдан на доступ к правовой информации. Одним из основных требований правовой культуры гражданина является презумпция знания закона, то есть предположение о знании лицом закона, что обеспечивает нормальное функционирование правовой системы;
— развитии у граждан потребности не только знать право, но и соблюдать его. поддерживать правопорядок в государстве.
2. В уровне развития правотворческой деятельности и качестве законодательства, степени сбалансированного отражения в нем интересов общества, социальных групп и личности. От юриста, разрабатывающего законы, и профессиональной культуры зависит качество законодательства, его продуманность, согласованность, сочетание динамичности и стабильности, а также юридическая техника подготовки: принятие и опубликование нормативно-правовых актов; решение процедурных законодательных вопросов. Юрист принимает участие в законотворческом процессе на всех этапах его действия и тем самым определяет уровень законодательной культуры: он участвует з составлении и систематизации иных правовых актов, призван обеспечивать их совершенство.
Значительную роль играет юрист в содействии ускорению интеграции Украины з Европу, сближению национального законодательства с европейским правом. Важно, чтобы юрист-участник законодательного процесса или участник группы по подготовке проекта нормативного акта способствовал своевременному внедрению ратифицированных международных конвенций в национальное законодательство, чтобы они не оставались на уровне пожелании. Нуждаются в серьезном внимании юриста вопросы имплементации: европейских конвенций по вопросам обеспечения прав и свобод человека.
3. В состоянии юридической практики, прежде всего, деятельности судебных и правоохранительных органов. Практическая деятельность юриста является показателем уровня правоприменительной культуры в государстве. Она выражается в знании законодательства, з налаженной работе по рассмотрению правовых вопросов, юридических дел и доведении их до полного юридического разрешения. Работники суда, прокуратуры, службы безопасности, милиции, таможни, адвокатуры, нотариата и других государственных и общественных структур, где применяется труд юриста, только благодаря профессионализму способны повысить правовую культуру общества, социальной группы, личности.
Статьи по теме:
Становление системы дополнительного образования в России в дореволюционный
период
Зарождение дополнительного (внешкольного) образования во второй половине XIX в. – это образование, прежде всего взрослых, а затем и детей, которое было обусловлено определенными социально-экономическими, политическими и культурными условиями России в этот период: переход страны к капиталистическому ...
Коммуникативный метод обучения иноязычному
говорению
Развитие смежных с методикой наук (возникновение психолингвистики, социальной психологии, теории деятельности) вызвало к жизни разработку деятельностно-личностно-коммуникативного (в практике его обычно называют "коммуникативным") метода, в котором в центре внимания находится формирование ...
Клиническая характеристика детей с умственной отсталостью младшего
школьного возраста
Понятие умственной отсталости Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Большинство среди умственн ...