Психологические закономерности обучения детей-сирот на уроках географии

Аналитическое образование » Педагогико-психологические особенности взаимодействия детей-сирот в процессе обучения » Психологические закономерности обучения детей-сирот на уроках географии

Страница 6

Кроме того, учащимися этой группы накоплен большой запас знаний, который активно пополняется за счет современных информационных ресурсов. Их читательский опыт широк, отличает этих учащихся не только желание читать, но и умение слушать, а также получать радость от результатов своего труда. Говорить о других дополнительных критериях развития этой группы, достаточно сложно из-за отсутствия каких-либо статистических данных на начало XXI века.

Вторую группу учащихся отличают следующие, на взгляд исследователя Л.А. Ланцовой важные особенности географического развития: любовь к книге при низкой инициативе выбора; недостаточно развитое воображение; склонность к фотографичности, конкретности (видение, прежде всего, предметного плана) восприятия в целом; ограниченность ассоциативных связей; низкий уровень сформированности видов практической деятельности с географическим явлением; стремление «пролистывать» книгу; аморфное восприятие географического текста и неумение сосредоточиться на главном в работе в классе и дома; желание работать по образцу, по аналогии; заниженная самооценка своих способностей и достижений в географическом развитии; неустойчивость интереса к познавательной деятельности в целом; средний уровень коммуникативных и креативных способностей.

Скорректировав требования, предъявляемые к уровню способностей учащихся этой группы с позиций новых образовательных технологий, следует добавить еще такие: недостаточное осознание преимущества получения информации по географии с помощью разнообразных инновационных ресурсов; формальный или развлекательный характер доступа к географическим данным; пренебрежение к тестовым заданиям, к выполнению ИТК, пропуск части «С» в экзаменационных тестах.

При целенаправленной и заинтересованной работе с детьми, умелом руководстве их самостоятельной деятельностью со стороны учителя-географа и других учителей учащиеся этой группы становятся более инициативными и быстро догоняют своих сверстников из первой группы по уровню географического развития.

Третью группу учащихся отличают следующие особенности в освоении географии: низкий уровень начитанности, ограниченность читательского опыта; эмоциональная «глухота»; отсутствие интереса, «пустые глаза»; отсутствие внимания к печатному или звучащему слову; непонимание и невосприимчивость его формы и содержания; нежелание учить; низкий уровень коммуникативных и креативных способностей.

Несколько инфантильное отношение учащихся этой группы к окружающей жизни сказывается и на их отношении к новым информационным технологиям и их неограниченным ресурсам, что дает возможность выделить следующие особенности их географического развития: непонимание значимости инновационных технологий в получении разностороннего и качественного географического образования; нежелание (иногда отсутствие доступа) использовать информационные технологии в освоении географии; отсутствие старания, упорства в выполнении ИТК, других тестовых работ по географии; отсутствие устремленности на достижение высоких результатов в изучении географии на уроке и в самостоятельной деятельности.

При современной практике ведения урока географии в быстром темпе учащиеся этой группы, как правило, не успевают выполнять задания, раздражаются и теряют всякий интерес к предмету. Отставание учащихся день ото дня – серьезная проблема географического образования, так как эта группа детей наиболее многочисленная.

Однако дифференцированное разделение учащихся для результативной работы по географии на группы требует от учителя-географа личностно ориентированного обучения внутри группы. Так, для некоторых учащихся второй и всей третьей группы он готовит разнообразные карточки-информанты, предлагает образцы выполнения заданий и т.п. С каждым учеником внутри группы новые технологии обучения крайне необходимы.

Э.А Минкова считает, что сущность этого подхода: «…личностно ориентированное обучение – это высокоструктурированное обучение, отвечающее интересам каждого ребенка, позволяющее применить его ко всем детям, развивая их и давая им возможность чего-то добиться в жизни». Информационные технологии, внедряемые в географическое образование в настоящее время, еще очень далеки от каждого ученика, личностно ориентированного, личностно развивающего обучения этого ученика. Однако они способны помочь учителю-географу в продвижении на этом пути от создания индивидуальной программы географического развития до проведения ИТК. Творческие и другие виды заданий, выполненные учащимися в группе или индивидуально на уроке географии или дома, всегда могут быть представлены в электронном варианте для проверки учителем, для работы с ними в классе. Формы (жанры) уроков остаются при этом такими же разнообразными и яркими, как раньше. Интеграция в работе географа с учителем информатики в подготовке рисунков к уроку позволяет занести их в графический файл, а затем коллективно обсудить и отобрать лучшие работы детей. Урок подготовки на тему с помощью информационных технологий экономит время, обеспечивает каждому ученику доступ к отобранным учителем ресурсам, на этапе выбора темы знакомит с методическими рекомендациями каждому ученику. У него есть перспектива перейти из одной дифференцированной группы в другую.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Понятие сенсорных эталонов
Сенсорные эталоны (англ. sensory standards) - термин, предложенный А.В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений: цве ...

Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной подготовке учителя
Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнер ...

Оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности
Проблемность и другие принципы развития творческого мышления не могут быть реализованы без учета возрастных и индивидуально-типических особенностей мышления. Возрастным особенностям интеллектуального развития посвящено немало исследований. В них выявлена стадиальность развития интеллекта, дана хара ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru