Психологические закономерности обучения детей-сирот на уроках географии

Аналитическое образование » Педагогико-психологические особенности взаимодействия детей-сирот в процессе обучения » Психологические закономерности обучения детей-сирот на уроках географии

Страница 4

Основываясь на научных трудах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина и других ученых по теории игры, следует сформулировать понятие игры, которое ляжет в основу методических разработок. Игра – это форма познавательно-творческой деятельности человека, неразрывно связанная с искусством, содействующая активному приобретению ребенком общественно-социального и личного опыта, обнаруживающая аналогию с трудовой деятельностью, обусловленная возрастными особенностями ребенка.

В основу общих методических условий использования игры как способа организации урока географии легли следующие свойства игры, отмеченные психологами, педагогами прошлого и сегодняшнего времени:

Многофункциональность игра выполняет множество функций: познавательные, интеллектуальные, эстетические, эмоциональные, нравственно-воспитательные.

Коммуникативность игры развивает общительность, активность, внутреннюю свободу, помогает преодолеть возрастные психологические барьеры.

Адаптированная игровая деятельность планируется с учетом возраста, особенностей межличностных отношений в детском коллективе, создает неформальную обстановку, оказывает релаксирующее воздействие.

Целенаправленность игры учит ставить цели на определенном этапе развития, дает возможность увидеть перспективу.

Вариативность игры создает ситуацию выбора учителем и учеником форм деятельности, объединяет несколько видов деятельности: познавательную, трудовую и творческую.

Таким образом, сами свойства игровой деятельности позволяют использовать игру в качестве эффективного педагогического средства организации урока географии, разбивая привычные стереотипы школьной практики, давая простор детской и учительской фантазии.

Личностно-ориентированный подход в обучении детей-сирот на уроках географии.

Существенные изменения, происходящие в географическом образовании сегодня, предопределены естественным стремлением общества к развитию, к моделированию как основному инструменту познания и практической деятельности человека. В связи с начавшимся в 80-е годы XX века процессами дифференциации и интеграции обучения идет поиск эффективных способов организации урока географии в этих направлениях.

Причины этого явления очевидны: реальностью стало вариативное географическое образование. В сознании учителей утверждается мысль о невозможности учить и развивать одинаково всех детей – генетически разных, с разными врожденными способностями. Усиление индивидуализации образования, поиск путей развития вариативных образовательных программ обучения и позволяет подойти к выполнению главной задачи в обучении географии: формировать у каждого ученика ключевые компетенции в интеллектуальной, гражданско-информационной и других сферах.

В «Педагогической энциклопедии» дифференциация определяется как «организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению»

Вместе с тем «дифференциацию» рассматривают в значительно более узком смысле, а именно как разделение школы на потоки, иногда даже как формирование разных школ и классов.

Так, дифференцированное обучение географии первоначально предусматривало распределение учащихся по трем потокам обучения: гимназические, общеобразовательные и классы коррекционного обучения. Между ними нет «стены» – школьники могли переходить из одного потока в другой после каждой учебной четверти на протяжении всего времени обучения в основной школе. Эти процедуры позволяли решать как задачи обучения географии с максимальной опорой на художественные склонности и способности сильных учащихся, так и сохранять мотивацию к освоению географии менее успешных ребят, у которых постоянно, на протяжении всего школьного обучения есть возможность переходить на более высокий уровень освоения учебного материала.

Гибкость процедуры распределения и перераспределения обучения географии по уровням обеспечивается: преемственностью содержания географического образования между разными уровнями обучения; результатами тестов, контрольных и других видов работ, которые подтверждают готовность ученика к переходу из одного уровня обучения в другой; специальными поддерживающими программами и элективными курсами, позволяющими каждому школьнику, который хочет перейти в гимназический класс, овладевает необходимыми для этого знаниями по географии достаточной глубины.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Сравнительный анализ основных методических подходов к коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания
Педагогическая классификация выделяет ведущие механизмы языковых затруднений и нарушений у детей с дисграфией и предлагает пять главных педагогических стратегий ее коррекции, сочетать, разнообразить или индивидуализировать которые позволяет профессиональная подготовка и опыт логопеда. В процессе ло ...

Одаренность - как психологический и педагогический феномен
Понимание термина «одаренный» претерпело значительные изменения на протяжении XX столетия. Сначала это понятие относилось только к взрослым, достижения которых считались выдающимися. Затем его стали применять к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи в учении. В групп ...

Анализ заболеваемости обучающихся Туринского многопрофильного техникума
Заболеваемость - является одним из важнейших критериев, характеризующих здоровье учащихся. Основной формой физического воспитания учащихся продолжают оставаться уроки физкультуры. В начале каждого учебного года по результатам медицинского осмотра происходит распределение учащихся на медицинские гру ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru