- общество (роли: патриотическая, национально-интернациональная, политическая, правовая, нравственная, экологическая);
- мир (интерсоциальные роли личности);
Я-сфера (роли: материально-потребительская, духовно-потребительская, субъект учения, субъект самовоспитания, субъект творчества, психосаморегулятивная, целеутверждающая).
Если классный руководитель решает строить свою воспитательную деятельность на основе системно-ролевого подхода, то может избрать следующую форму планирования дел в классе (предложено В.Т. Кабушем):
Сематические программы |
Сентябрь | |||
1-я неделя |
2-я неделя |
3-я неделя |
4-я неделя | |
«Я и общество» | ||||
«Я и природа» | ||||
«Я и моя школа» | ||||
«Я и моя семья» | ||||
«Я и мое «я» |
Известный ученый О.С. Газман считал, что «деятельность общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые, воспитатель осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей». Механизм воспитания, по его мнению, заключается в оказании педагогом поддержки ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей; и создании условий для жизненного самоопределения школьников. Для более целенаправленной работы по поддержке процессов самопознания и самостроительства личности ребенка О.С. Газман и его коллеги предложили педагогам разрабатывать целевые программы «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье». В этом случае третий раздел плана работы классного руководителя может выглядеть следующим образом:
Целевая программа |
Октябрь | |||
1-я неделя |
2-я неделя |
3-я неделя |
4-я неделя | |
«Учение» | ||||
«Общение» | ||||
«Досуг» | ||||
«Образ жизни» | ||||
«Здоровье» |
Являясь сторонниками использования деятельностного подхода в воспитании учащихся, Л.И. Маленкова и Н.Е. Щуркова обращают внимание на то, что для успешного протекания процесса формирования личности ребенка необходимо «включение» школьников в различные виды деятельности, такие, как познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая. В данном случае классный руководитель может избрать форму плана, в которой спроектирует участие учащихся в перечисленных видах деятельности.
Статьи по теме:
Сущностная характеристика понятия межкультурной компетенции
На сегодняшний день общепризнанным является тот факт, что от качества образовательной деятельности, от уровня образованности населения в значительной степени зависит способность страны сохранить свою независимость и быть конкурентоспособной в экономическом, социальном и культурном плане. Как за руб ...
План взаимодействия с родителями
Игра требует достаточно большой по объему работы со стороны педагогов и родителей, поэтому мы выстраиваем их взаимодействие по определенной схеме. Из которой понятно, что значительная часть предварительной работы ложится на плечи воспитателя. Успех реализации опыта, на наш взгляд, имеет прямую зави ...
Разработка методического пособия по предупреждающим знакам
Развернутые сценарии уроков Сценарий урока №1 Тема: Предупреждающие знаки: приближение к железнодорожному переезду Класс: 11 Время: 45 мин. Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания: Ознакомиться с понятием о предупреждающих знаках. Формирование мотивационно-поведенческо ...