При планировании воспитательной работы классный руководитель должен предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах общешкольного и классного коллектива, но в то же время избрать в качестве приоритетного (системообразующего) тот вид деятельности, который может оказать наиболее существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности («лица») классного коллектива.
Индивидуальная работа с учащимися — это четвертый раздел плана воспитательной деятельности. Его наличие в плане связано с заботой классного руководителя о создании в классе благотворной среды для формирования личности каждого ребенка, с педагогическим проектированием и обеспечением индивидуальной траектории развития учащихся, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника.
Каждый учащийся нуждается во внимании классного руководителя.
Классификацию индивидуальностей С.Д. Поляков строит на основании склонностей учеников к развитию в той или иной личностной сфере:
- школьники с доминантой интересов в интеллектуальной сфере;
- школьники, ориентирующиеся на художественную сферу;
- воспитанники, для которых привлекательна сфера практических задач и действий;
- воспитанники с доминантой интересов в сфере отношений людей.
Его вторая классификация направлена на установление взаимосвязи между формами деятельности и общения учащегося, с одной стороны, и процессом развития его индивидуальности — с другой. Называются такие формы, как:
а) склонность к индивидуальной деятельности;
б) склонность к совместной, групповой, коллективной деятельности;
в) приоритетность межличностного общения;
г) акцентирование на групповом общении;
л) склонность к ситуациям публичности — действиям, выступлениям перед «массой».
К числу основных направлений индивидуальной pаботы классного руководителя с учащимися следует отнести:
- изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития;
- установление межличностных контактов с каждым ребенком;
- создание условий в классном коллективе для появления и развития реальных и потенциальных возможностей учащихся, реализации социально ценных личностно значимых интересов и потребностей школьников;
- оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими членами школьного сообщества, выполнении норм и правил поведения в учебном заведении и за его пределами;
- взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психологической и другими службами образовательного учреждения с целью проектирования индивидуальной траектории развития учащихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности;
- содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию;
- диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет их личностных достижений.
Работа с родителями — это пятый раздел плана воспитательной работы классного руководителя.
Залогом успешной воспитательной деятельности с участием является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. Следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса — это важная и ответственная задача учителя. Решение данной задачи представляется возможной, если в плане работы найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями:
-изучение семей учащихся;
-педагогическое просвещение родителей;
-обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
-педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
-информирование родителей о ходе и результатах обучения и развития учащихся.
Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целями и задачами воспитательной работы, личностными и профессиональными особенностями классного наставника, традициями школы и класса, своеобразием состава учащихся и их родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном сообществе, принципами взаимодействия учителя и родителя.
Статьи по теме:
Средства коррекционной работы по развитию речи
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Развитие речи глухих детей будет более эффективным при двух условиях. Во-первых, дети должны быть полностью обеспечены совершенными двуушными слуховыми аппаратами и квалифицированной сурдопедагогической и технической помощью по их обслуживанию. Во-вторых, должны быть созданы условия для занятий мал ...
Мониторинг качества образования
и ЕГЭ
В последнее время появились разные направления использования результатов ЕГЭ на различных уровнях. На федеральном уровне специалисты начинают сравнивать результаты ЕГЭ по годам и отдельным регионам. Сравнивая результаты по годам, выясняют, почему изменилось распределение отметок; чем определяется к ...
Определение методов и приемов изучения художественного текста
В методике литературы существует множество определений методов и приемов обучения. Основой классификации В.В. Голубкова взят источник знаний, причем ученый видит методы и приемы преподавания в живом процессе, в постоянно меняющихся условиях, когда один и тот же способ работы может быть или методом, ...