Анализ состояния практики планирования воспитательной работы в школе

Аналитическое образование » Планирование воспитательной работы » Анализ состояния практики планирования воспитательной работы в школе

Страница 5

При планировании воспитательной работы классный руководитель должен предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах общешкольного и классного коллектива, но в то же время избрать в качестве приоритетного (системообразующего) тот вид деятельности, который может оказать наиболее существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности («лица») классного коллектива.

Индивидуальная работа с учащимися — это четвертый раздел плана воспитательной деятельности. Его наличие в плане связано с заботой классного руководителя о создании в классе благотворной среды для формирования личности каждого ребенка, с педагогическим проектированием и обеспечением индивидуальной траектории развития учащихся, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника.

Каждый учащийся нуждается во внимании классного руководителя.

Классификацию индивидуальностей С.Д. Поляков строит на основании склонностей учеников к развитию в той или иной личностной сфере:

- школьники с доминантой интересов в интеллектуальной сфере;

- школьники, ориентирующиеся на художественную сферу;

- воспитанники, для которых привлекательна сфера практических задач и действий;

- воспитанники с доминантой интересов в сфере отношений людей.

Его вторая классификация направлена на установление взаимосвязи между формами деятельности и общения учащегося, с одной стороны, и процессом развития его индивидуальности — с другой. Называются такие формы, как:

а) склонность к индивидуальной деятельности;

б) склонность к совместной, групповой, коллективной деятельности;

в) приоритетность межличностного общения;

г) акцентирование на групповом общении;

л) склонность к ситуациям публичности — действиям, выступлениям перед «массой».

К числу основных направлений индивидуальной pаботы классного руководителя с учащимися следует отнести:

- изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития;

- установление межличностных контактов с каждым ребенком;

- создание условий в классном коллективе для появления и развития реальных и потенциальных возможностей учащихся, реализации социально ценных личностно значимых интересов и потребностей школьников;

- оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими членами школьного сообщества, выполнении норм и правил поведения в учебном заведении и за его пределами;

- взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психологической и другими службами образовательного учреждения с целью проектирования индивидуальной траектории развития учащихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности;

- содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию;

- диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет их личностных достижений.

Работа с родителями — это пятый раздел плана воспитательной работы классного руководителя.

Залогом успешной воспитательной деятельности с участием является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. Следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса — это важная и ответственная задача учителя. Решение данной задачи представляется возможной, если в плане работы найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями:

-изучение семей учащихся;

-педагогическое просвещение родителей;

-обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;

-педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;

-информирование родителей о ходе и результатах обучения и развития учащихся.

Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целями и задачами воспитательной работы, личностными и профессиональными особенностями классного наставника, традициями школы и класса, своеобразием состава учащихся и их родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном сообществе, принципами взаимодействия учителя и родителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Основания технологии личностно-ориентированного обучения
Как показало исследование в самом общем виде трактовку понятия "педагогическая технология" в дидактике можно свести к трем основным точкам зрения. 1. Педагогическая технология (ПТ) отождествляется с формой организации учебного процесса (без дифференциации формы как способа обучения и, нап ...

Теоретическое занятие как прием восприятия текста
Этот вид занятия дает возможность учителю познакомить детей с теми теоретическими понятиями, которые доступны им, являются частью субкультуры детства, способствуют восприятию текста. Это такие понятия, как рифма, сравнение, сопоставление, эпитет, олицетворение, такие жанры, как сказка, стихотворени ...

Анализ школьного учебника
Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни. В настоящее время существует множество программ по дух ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru